Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Человек не должен проявлять жестокость, отказываясь простить обидчика. Cледует быть отходчивым и негневливым. И когда виновный просит у обиженного им прощения, тому следует простить его от всего сердца и от всей души»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 2, 10

Драш и мидраш — это одно и то же?

Темы: Мидраш, Значение слов в Торе, Драш, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом! Уважаемый рав, скажите, пожалуйста, драш и мидраш — это одно и то же? C уважением, Игорь

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Игорь!

Эти слова действительно однокоренные, но их принятые значения различны. Драш — так принято называть третью ступень постижения Торы. Всего этих ступеней четыре — пшат (простое понимание текста), рэмез (намек), драш (поиск скрытого смысла) и сод (тайна).

Корень драш очень любопытный — основное его значение, казалось бы, не «изучение», тем не менее, место изучения Торы называют не иначе, как бейт-мидраш.

Рассмотрим несколько значений корня далет-рэйш-шин, как он упоминается в Танахе:

«Потребовать» — так сказано о находке, которую следует хранить, «пока не потребует ее брат твой, и вернешь ему» (Дварим 22:2).

«Взыскать» — так говорил Реувен братьям, когда неузнанный ими Йосеф обвинил их в шпионаже: «…Говорил я вам — не грешите против ребенка, и вот, кровь его взыскивается» (Берешит, 42:22).

«Заботиться» — так оплакивал пророк будущее еврейского народа и Земли Израиля: «А тебе дам Я исцеление, исцелю тебя от язв твоих, — сказал Господь, — ибо назвали тебя отверженным: “Это Цийон, никто не печется о нем”» (Ирмияу 30:17)

«Обращаться к кому-либо с целью выяснения» — так Ривка, будучи беременной Яаковом и Эсавом, «пошла вопросить Всевышнего» — что с ней происходит. См. также запрет Торы «вопрошать мертвых».

«Искать» — «Ищет шерсть и лен» (Мишлей 31:13). Царь Шломо восхваляет усердную жену, которая не ждет, что ей дадут материал для работы, а разыскивает его сама.

Оттенком этого значения можно считать «добиваться»: «добиваться того, чтобы кому-то было хорошо, или наоборот», как сказано о Мордехае, например: «Ищет добра своему народу» (Эстер, 10:3), а также предложение мира перед осадой города.

«Выяснять» — «И послал Давид разузнать об этой женщине; и сказали: это же Бат-Шева, дочь Элиама, жена Урии Хиттийца» (Шмуэль II 11:3).

Наши мудрецы использовали это слово в основном в смысле «толковать, учить», отсюда и название Дома Учения. Однако теперь, рассмотрев приведенные значения корня драш, мы можем лучше понять, как надо учить Тору — в стремлении понять ее как можно глубже, найти истину.

Словом мидраш обозначают толкование мудрецами текста Торы, как правило, неалахического толка, а также сборник таких толкований.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Тора с комментарием Раши

Материалы по теме


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше