Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всякий может стать праведником, как Моше Рабейну, или злодеем, как Йеровам, мудрым или глупцом, милосердным или жестоким, скупым или щедрым… Лишь он сам по своему разумению направляется по тому пути, который изберёт»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 5, 2

«Заверните мне Бентли» + Пояснение причин раввинского решения

Отложить Отложено

История в моих архивах не самая новая. Заимствована с урока рава Ицхака Зильберштейна. В свое время была не только прочитана и осмыслена, но даже переведена и адаптирована. Более того, устно рассказана на уроке ТВ-Толдот. Помню, шла неделя Ваехи. Да, точно. А видео-урок тогда назывался — да и поныне называется — «Цдака от всего сердца».

Специально привожу для тех, кто любит не «смотреть и слушать», а «смотреть и читать».

** **

Дело было в Америке, где-то в середине 90-х.

После обеда в пятницу зашел в автомобильный салон один богатого вида дядя и сказал, что хочет срочно приобрести дорогую машину. Ему тут же показали какой-то элитный Бентли ценой не ниже пятидесяти тысяч долларов. Не торгуясь, он попросил завернуть его подготовить документы, выложил на стол огромную сумму наличными, сел за руль и укатил.

А через два часа прикатил обратно и сообщил, что от покупки отказывается. Ему мягко и услужливо ответили, что это невозможно. Так и сказали: машина ваша, и делайте с ней, что хотите, — но не у нас.

И надо же, он отнюдь не расстроился — а весело и даже с некоторым вызовом заявил, что не собирается отменять сделку, а просто приехал, чтобы они купили эту машину обратно — за цену, конечно же, много меньшую — скажем, за десять тысяч, вас это устроит? И причин он сообщать тоже не будет: мое, мол, частное дело. «Потому что не хочется поднимать лишнего шума» — и он заговорщицки подмигнул.

Продавец и начальник салона удивились, на всякий случай машину проверили, ничего подозрительного не нашли — и сказали, что они не против того, чтобы купить ее обратно, но надо поговорить по телефону с главным боссом, владельцем всей сети.

Чего не поговорить, поговорите, только быстрее, пожалуйста.

Начальник салона ушел к себе в кабинет — и оттуда позвонил прямо в полицию. Дескать, дело темное, что-то покупатель увиливает от расспросов, хочет вернуть кабриолет, потеряв на этом сорок тысяч долларов. Ничего подобного никто раньше не слышал.

Тут же понаехали полицейские, стали его расспрашивать. А тот как воду в рот набрал.

«Ваши права?» — «Пожалуйста».

«Где живете?» — «Отель такой-то».

Отметим, что в те времена никакой базы данных по телефону для внутреннего пользования достать было нельзя. Нет сотовых, все зависит от учреждений, а они закрываются — конец пятницы. Ни счет проверить в банке, ни связаться с криминальным отделом или интерполом — ничего не удается, все стоит и замирает. А ведь речь идет о каком-то явно крупном деле: человек в силу неясных причин согласен потерять на ровном месте сорок тысяч долларов, причем делает это с желанием — словно у него в кармане уже лежит огромный выигрыш. Что делать?

Думали полицейские чины, гадали, ничего не придумали, кроме одного — задержать подозрительного типа до выяснения обстоятельств. На сколько задержать? До начала следующего рабочего дня — до утра понедельника.

А это не противозаконно? — Ну, есть определенный риск, зато весьма велика и вероятность, что будет раскрыто большое нарушение. Такими суммами просто так не играют.

«Вы не имеете права задерживать меня без санкции прокурора или судебного постановления. Я буду жаловаться». — «Да на здоровье».

Так нашего героя повязали в кутузку — где он прекрасно отсидел почти три дня. А днем в понедельник его по всем учреждениям тщательно проверили — ничего криминального за ним не нашли и отпустили. Он и ушел, весьма всем довольный.

А уже к концу той же недели с полицейским офисом связалась адвокатская фирма, взявшаяся вести дело этого человека против полиции. За незаконное содержание под стражей без предъявления обвинений.

И так те адвокаты были хорошо подготовлены, что в кратчайший срок — всего за два месяца — выиграли по суду ровно три миллиона долларов.

И пришел тот еврей — а он оказался евреем — в одну из крупнейших ешив Америки, и предложил в виде цдаки ровно триста тысяч долларов. Сумасшедшие деньги! Тут же руководители ешивы связались с израильскими раввинами, те сделали запрос у рава Йосефа Шалома Эльяшива, одного из руководителей нашего поколения. Объяснили ситуацию. Мол, так-то и так, вот каким образом были эти деньги заработаны. Вроде, все по закону. Так или иначе, государственные американские законы нарушены не были. Что делать — брать или не брать?

Ответ пришел очень скорый и категорический — ни в коем случае! Обоснование (как указал раввин): от этих денег исходит аромат воровства. Т.е. они украдены у страны, хотя формально законы страны соблюдены.

И еще: любой, кто познакомится с этой историей, скажет, что никакой мудрости здесь нет, а есть сплошное хитроумие, граничащее с хамством и наглостью. А это уже хилуль-Ашем.

Короче, такие деньги святое еврейское заведение принять не может. Точка.

***

ПОЯСНЕНИЕ ПРИЧИН РАВВИНСКОГО РЕШЕНИЯ

Нашим хитроумным героем придумана некая схема. Вроде бы, она вполне законна, поскольку нет нарушения четко указанных запретов, верно?

Но!

Если бы законодатель знал о такой возможности — что бы он сделал? В этом все дело. Если бы он запретил — то это и сейчас, до запрещения, носит оттенок нарушения (по-еврейски называется авак). А если бы он, даже зная о такой возможности, не запретил — то все в порядке, в подобных деньгах нет ничего запрещенного и для ешивы. Таков взгляд Торы. Называется — будь выше подозрений (ло тийе хашуд).

Именно так я понял раввинский анализ ситуации, проведенный на уроке рава Ицхака Зильберштейна.

В этом есть что-то от простой интуитивной практики. Пример: «Мне мама не возбраняла брать без спроса варенье из этой банки, ей просто в голову не пришло, что я могу так поступить. Но я уверен, что если я так поступлю, она будет крайне недовольна. А значит, варенье запрещено мне и до того, как мама узнает о моем набеге на ее сладкие запасы».

***

Кстати, хотелось бы пусть начерно сформулировать поправку к закону.

На мой непрофессиональный взгляд, она могла бы выглядеть так.

Полиция имеет право задерживать опознанных людей только с постановления суда или прокурора. В противном случае она совершает нарушение, которое может привести к судебному разбирательству, если тот, кто задержан не по закону, опротестует действия полиции в суде. Единственной причиной для отказа в таком судебном разбирательстве может быть лишь случай, когда истец совершил действия (приведшие к его задержанию) со специальной целью возбудить судебный процесс против полиции.

***

Пример из жизни. Один мой друг в Москве снимал курсовую работу (ВГИК). Эпизод происходил на улице. Герой ленты, опаздывая на какое-то свидание, несся сломя голову на желтый сигнал светофора через проспект Калинина, или как он теперь там называется. На шестой дубль к нему подошел гаишник и сказал, что актер должен уплатить штраф за переход улицы на красный свет (они действительно бегали на последнем издыхании желтого сигнала). Мой друг пригрозил милиционеру, что у него есть доказательство — лента, на которой зафиксированы все пробеги под желтым. Тот, испугавшись, их отпустил, а мог бы и настоять на своем. Но мой друг был крутым болгарином (папа какой-то министр), и на пленке у него действительно все было снято.

Теперь вопрос. Если бы, допустим, милиция проявила упрямство и засунула в кутузку всю эту киношную компанию — а потом был бы суд (допустим, в России случился честный суд) — а суд, будучи честным, повернул бы дело против милиции — и приговорил бы оную к штрафу — а мой друг, выиграв по суду триста, скажем, рублей, понес бы их на радости в синагогу на Архипова (он параллельно был еще и евреем), — то вот он, мой вопрос: этой синагоге можно было бы взять сии деньги (разумеется, после телефонного совещания с израильскими раввинами)?

Ответ: конечно!

В чем разница? — В начальных целях тех, кого задержала полиция. Один снимал кино, другой готовил авантюру. Первый — герой и праведник, второй — мошенник и хитрец. Первому ура, второму ну-ну.

Теги: Цдака, Недельный раздел, Темы Торы