Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Драш

Драш (интерпретация, толкование) это один из уровней понимания Торы, который занимается интерпретацией, толкованием Писания. Драш есть двух видов — толкование агадическое и толкование алахическое. Драш основывается, в основном, на тринадцати принципах толкования Торы, полученных Моше на Синае и записанных раби Ишмаэлем в его «барайте 13 правил», а также на 32 принципах, записанных рабби Элиэзером. Пользуясь драшем, мудрецы Талмуда смогли установить многие законы, соединив Письменную и Устную Традицию.

Оглавление

Уровни понимания [↑]

Существует четыре основных уровней понимания и толкования слов Устной и Письменной Торы, три из которых: пшат (буквальный смысл), драш и ремез (намек) — обычно доступны в том, что касается открытой части Торы, так как человек находит в них сведения из близкого ему мира, которые соответствуют его повседневному опыту.

Последний, четвертый уровень — сод (тайна) — открывается изучающим скрытые части Торы, где описаны структуры, принадлежащие миру абсолютной абстракции.

Аббревиатура слов пшат, драш, ремез, сод — составляет слово ПаРДеС, что буквально переводится как «фруктовый сад», а образно пардес сравнивается со всей Торой. Часть существующих комментариев Торы посвящена прояснению простого понимания текста, а часть дает более глубокие объяснения — с помощью толкования, поиска намеков, а также на основании тайного учения — Каббалы. Комментарий Рамбана на Письменную Тору включает в себя все четыре этих уровня, поэтому каждый, кто хочет для себя прояснить, что такое пшат, драш, ремез, сод — обращается к классическому комментарию Рамбана..

Цели драша [↑]

У корня далет-рэйш-шин (д-р-ш) в Танахе несколько значений: требовать, взыскивать, заботиться, вопрошать, искать, разузнавать. Наши мудрецы использовали это слово в основном в смысле «толковать, учить», отсюда и название Дома Учениябейт-мидраш. Однако учитывая и другие значения корня драш, мы можем лучше понять, как надо учить Тору — в стремлении понять ее как можно глубже, найти истину. Этим и занимается уровень понимания драш.

Этот уровень понимания мы находим в многочисленных агадот и мидрашим, а так же в Мусаре — еврейской этике. Методом драша пользуются, конечно, и в толковании Танаха.

Самым значимым и распространенным комментарием к Торе является комментарий Раши. Иногда целью Раши было донести до читателя простой смысл Писания, пшат, однако очень часто Раши приводит и объяснения уровня драш. Одна из задач комментариев на комментарий Раши состоит в том, чтобы выявить причину, по которой Раши отошел от простого понимания, приведя более глубокое и даже мистическое объяснение сказанному.

Комментарий Бааль а-Турим относится и к уровню ремез, и к уровню драш и занимается главным образом числовыми значениями — гематрийот — многих ключевых слов и целых стихов Торы, сопоставлением повторяющихся слов, а также толкованием измененных букв.

Комментарий Ор а-Хаим уникален тем, что совмещает в себе все четыре уровня толкования Торы: «пшат», «ремез», «драш» и «сод».

В эпоху Талмуда основное ударение в изучении и исследовании Торы делалось на драш, так как именно драш несет в себе знания о практическом исполнении заповедей во всех их тонкостях и деталях, без досконального изучения которых невозможно как следует исполнить волю Творца. В то время как понимание пшата, во-первых, было общедоступно (по крайней мере тогда, когда все говорили на языке Торы), а во-вторых, не являлось столь жизненно важным занятием.

Уровень постижения драш означает расширение понимания путем привлечения «смежных» тем. На уровне драш открываются иные смысловые грани, детали — из других фраз в разных частях Торы, связанных с этим отрывком по смыслу. Драш позволяет нам в тексте Торы прочитать аллегорическое описание происходящего в духовных мирах, получить этические выводы из описываемых событий, а также разглядеть взаимосвязи, которые не видны на уровне пшат.

«Инструменты» драша [↑]

Раби Натан Лопез Кардозов своём труде «Бесконечная цепь» пишет, что драш — это проникновение во внутренний, логически подразумеваемый смысл конкретного текста, во внут­реннюю связь его слов. Это проникновение основывается на специфических правилах интерпретации текста — а именно, на тринадцати способах толкования Письменной Торы, которые Моше получил на Синае.

Драш подобен математической формуле. Для неспе­циалиста формула не имеет смысла, но для ученого она логична. Правила драша могут показаться совершенно произвольной игрой слов. Однако мудрецы, глубоко зная и понимая Тору, умели использовать его для вос­становления тех частей Устной Торы, что были забыты, и находить опору для новых законов в тексте Письменной Торы. Извлече­ния, сделанные с помощью драша, не являются чем-то новым. Они оформляют в слове содержащиеся в Торе истины, которые иначе остались бы скрытыми.

Самостоятельность элементов текста есть различительный признак между методом пшата и методом драша. Метод пшата основан на взаимосвязях между «элементами текста» и на тематической целостности. Метод драша допускает независимость составных частей от тематических связей и синтаксического строения, вплоть до независимости букв, составляющих слово.

Драш обеспечивает целостность алахи, учит раби Кардозо, — и применяя его, мы можем быть уверены, что соблюдаем те же самые заповеди, что были даны на Синае.

Откуда взялись эти правила? [↑]

Талмуд (Песахим 70) называет Шемаю и Автальона — двух мудрецов из ранних таннаев — великими муд­рецами и великими толкователями (даршаним). Однако сами правила толкования впервые упоминаются в связи с учеником Гилелем, который разделяет их на семь принципов, изложенных перед Бней Бтейра.

К концу I в. н.э. два ученика р. Йоханана бен Закаяр. Нехунья бен Акана и р. Нахум (Иш Гамзу) — сформулировали два разных подхода к толкованию Торы. Эти два подхода к толкованию Торы нашли свое выражение в школах их учеников р. Ишмаэля и р. Акивы. Раби Ишмаэль сгруппировал все эти правила в тринадцать категорий.

Соединение Письменной и Устной Торы [↑]

Основываясь не на простом значении фраз Писания и законах логики, а на правилах конструирования и языка, которые были получены по Традиции. мудрецы Талмуда выводят из стихов Торы законы, алахот, которые были нам даны на Синае, но со временем утеряны.

Например, стих Пятикнижия «Да не будут умерщвлены отцы за детей и дети да не будут умерщвлены за отцов» (Дварим 24:16) на простом уровне означает, что дети не будут страдать за грехи своих отцов, а отцы — за грехи детей. Но, пользуясь драшем, мудрецы вывели из этого стиха правило, согласно которому за человека, представшего перед судом, не могут свидетельствовать определенные группы родственников: в данном случае «за» означает [«из-за»] «по свидетельству кого-либо».

Пользуясь тринадцатью правилами толкования, Мудрецы соединяют Устную и Письменную Традицию.

Основные книги (первоисточники) [↑]

Основные книги алахических Мидрашей это Мехильта (сборник в основном алахических драшот мудрецов-таннаим в виде комментария на книгу Шмот), Сифра (сборник в основном алахических драшот мудрецов-таннаим в виде комментария на книгу Ваикра) и Сифрей (сборник в основном алахических драшот мудрецов-таннаим в виде комментария на книги Бамидбар и Дварим).

Основные и наиболее ранние сборники агадических Мидрашей это: Мидраш Ягур, Мидраш Рабба, Мидраш Агадоль, Авот дераби Натан, Пиркей дераби Элизер и другие.

Основные книги про Драшот [↑]

Если вы захотите изучать тему Драшот, мы советуем вам обратится к следующим классическим книгам на эту тему: «Сефер Критот» раби Шимшона из Кинона, Книга «Алихот Олам», Клалей а-Гемора рава Йосефа Каро, автора алахичекого кодекса Шулхан Арух, Яд Малахи, Мидот Аарон, Нативот Олам рава Кацелененбогена, Мидраш танаим Маарзо и др.

Тема эта очень сложна, и для русскоязычного читателя практически недоступна. Советуем вам начать с изучения Талмуда.

Выводить материалы