Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что движет теми, кто соблюдает запреты?

Темы: Награда и наказание, Рав Реувен Куклин, Заповеди, Богобоязненность, Любовь к Б-гу

Отложить Отложено

Скажите, пожалуйста, меня крайне интересует, что движет теми, кто соблюдает все крайне многочисленные запреты иудаизма? Ведь, насколько я понимаю, иудаизм не дает обещаний взамен за «хорошее поведение» райских кущ или ещё каких-либо бонусов. Так зачем же соблюдать все эти ограничения, если наказание как-то неочевидно?

Свечкова Оксана, Петербург

Отвечает рав Реувен Куклин

Без сомнения, за каждое доброе дело человек получает от Всевышнего совершенную награду, а за каждое дурное дело — соответствующее наказание. И об этом сказано в стихе (Дварим 32, 4): «Он твердыня, совершенно деяние Его, ибо все пути Его праведны (буквально: “все пути его — суд”); Б-г верен и нет кривды; праведен и справедлив Он». И поскольку награда исходит от Всевышнего, мы не способны оценить, насколько она велика. Преимущество награды, которую даёт Всевышний, перед всем, что только может дать человек: награда от Всевышнего, ожидающая людей в будущем мире, — вечна. Конечно, если еврей представит себе величину награды, которая полагается за исполнение заповедей, он будет исполнять их ревностно.

Однако на самом деле не награда и наказание должны направлять человека в соблюдении мицвот.

Постараюсь назвать ещё несколько «движителей», побуждающих человека исполнять мицвот.

Всевышний — Властелин мира, весь мир (и мы в том числе) принадлежим Ему. Поскольку мы находимся в мире Всевышнего, нам следует исполнять законы, установленные Им.

Нам будет легче представить это с помощью следующей притчи, которую рассказал рав Элиягу Лупьян:

Один человек ехал на поезде в Сибири. Сошёл он на своей станции и вдруг обнаружил, что станция вовсе не его. А вокруг тайга, зима, холод, а также будка, в которой можно укрыться от ветра, и заледенелый кран. Следующий поезд — через неделю. Что же ему делать?

Выбор невелик. Человек увидел небольшую тропинку в тайге и пошёл по ней. Идёт, ему страшно, он не знает, куда приведёт тропинка, но надеется на лучшее. Идёт, идёт и вдруг видит избушку. С одной стороны, он боится туда входить, потому что понимает, что люди здесь страшнее медведей. С другой стороны, есть хочется. И он стучится в дверь дома.

Вдруг дверь сама раскрывается, и он на цыпочках входит в дом: никого нет, в горнице — стол с разнообразными яствами. Он, конечно, боится до этого дотронуться, но вдруг видит на столе записку: «Ты можешь есть при условии, что помоешь пол».

Несомненно, этот пол он будет мыть со всем усердием, на какое только способен, и не будет думать: «Какой я молодец, что вымыл пол». А будет рад вымыть пол за возможность отведать этих яств.

Говорит рав Элиягу Лупьян:

Мы должны быть подобны этому человеку: ведь этот мир — вовсе не наш. Всё, чем мы питаемся, что одеваем, всё, что вокруг нас, принадлежит не нам, а Творцу — Хозяину этого мира. И Хозяин этого мира говорит, как мы должны вести себя в его «доме» (мире). Ещё одна причина, по которой мы должны выполнять заповеди Б-га, — то, что является Хозяином этого мира.

Кроме того, выполнять заповеди побуждает нас страх перед Всевышним и любовь к Нему.

Страх высшего «качества», такой, к которому следует стремиться, — это трепет перед величием Б-га (см. вопрос).

Теперь — о любви к Б-гу. Пишет Рамбам (Законы раскаяния 10, 1-3): «Да не скажет человек: я соблюдаю заповеди Торы и изучаю её мудрость, чтобы получить все благословения, которые в ней обещаны, или чтобы удостоиться жизни в будущем мире, и избегаю нарушать запреты Торы, чтобы уберечься от проклятий, которые в ней обещаны, или чтобы не лишиться жизни в будущем мире. Не следует служить Всевышнему таким образом, ведь тот, кто служит из этих побуждений — служит из страха, а это — не уровень пророков и не уровень мудрецов… Тот, кто служит из любви, изучает Тору, и соблюдает мицвот, и идёт путями мудрости не ради любой из наград этого мира, и не из страха перед бедствием, и не для того, чтобы получить благо; он поступает в соответствии с истиной потому, что это истина и, в конечном счёте, она приведёт к благу. И это уровень очень высокий, и не каждый мудрец удостаивается достичь его. Это уровень праотца нашего Авраама, которого назвал Б-г “любящим Его”, потому что Авраам служил Ему только из любви. И достичь такого уровня повелел нам Всевышний, благословен Он, через Моше, как сказано: “И люби Господа, Б-га твоего…” (Дварим 6, 5). И когда человек полюбит Всевышнего такой любовью, немедленно начнёт выполнять все мицвот из любви».

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: О любви к Б-гу и страхе перед Ним

Материалы по теме

Пламя не спалит тебя. Еврейский народ в двухтысячелетнем галуте

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»

Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера

Пути праведников. Страх перед Всевышним

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Когда человек предстает перед судом, его спрашивают: “Торговал ли ты честно? Уделял ли время Учению? Исполнял ли приказанное плодиться и размножаться? Ожидал ли ты спасения? Изучал ли остроту мудрости? Старался ли понять одно из другого? И если даже на все ответил утвердительно, то хорошо, если страх пред Всевышним — его сокровищница, а если нет, то плохо”

Каково отношение евреев к неевреям?

Рав Реувен Куклин

Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?

Врата Воздаяния. Суд Рош Ашана

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».


На восьмой день после начала праздника Суккот — в Шмини Ацерет, когда сыны Израиля покидают шалаши и возвращаются в дома — они немедленно начинают молить Вс-вышнего о дожде и благословении. Специальная вставка с просьбой о дождях добавлена в праздничный Мусаф дня Шмини Ацерет. Читать дальше