Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И праведнику недоступна та высота, какой достигает грешник своим раскаянием.»Раби Абау, Санедрин 99а
Воспоминания рава Еуды Гордона — члена дирекции раввинских судов (перепечатка из газеты «Восхождение» №727)

Они работали бок о бок 15 лет: рав Ицхак Зильбер, праведная душа которого покинула наш мир. И Еуда Гордон — член дирекции равинских судов Израиля, отвечаюших за «русскую улицу».

Сейчас рав Гордон делится воспоминаниями о своём наставнике и старшем друге.

— Еуда, как начиналось ваше сотрудничество?

— Одна из моих обязанностей — искать мужей, которые сбежали от свои жён, и получать от них «гет», разводное письмо, чтобы покинутая женщина могла построить новую семью. Занятие это никак нельзя назвать лёгким.

От 3-х до 5-ти раз в году я отпавляюсь в командировку, в диапазоне от Индии до Сибири. Это не туризм.

Приходится навещать тюрьмы, бродить по трущобам, иметь дело с людьми скверного характера. В такие времена особенно чувствуешь потребность в помощи Сверху.

И вот мне пришло на ум заключить с равом Зильбером такой договор: каждый раз когда я «еду на дело» он специально учит определённые части Торы, с «каваной», что это подтолкнет колеса судьбы, и еврейка освободится от статуса «агуны», соломенной вдовы.

Помню, как в одну из недавних командировок дела шли не ахти. Беглый муж гет давать не хотел, подсылал знакомых милиционеров и они несколько раз арестовывали меня.

Звоню в Израиль: «Реб Ицхак ну что?..»

— «Ах, прости, я замотался, я сейчас же начну учить!…» И через несколько дней я уже спешил обратно везя разрешение выдать женщине гет.

— Рав Зильбер удивлял вас время от времени?

— Постоянно. Меня поражало в нём сочетание деликатности и резкой мужской смелости. Реб Ицхак мог загородить человеку дорогу, если это было нужно для дела, и не пускать. Сила у него была, лагерная закваска тоже.

— Не думая об авторитете?

— Совершенно не думая. Это в нём и подкупало. Главное — достичь цель.

Вот история: рав Зильбер долго старался помирить одну супружескую пару.

Муж был не против, но его половина ни в какую: мой супруг обманщик, мерзавец и всё такое…

Что делает в конце концов рав Зильбер?

Стучит к ним в дверь. Открывает муж. Рав Зильбер сбивает его с ног и начинает колотить, крича: «Обманщик, хам!» — словом в его духе.

Несколько минут жена таращится, не в силах поверить своим глазам, потом начинает плакать: «Оставьте его, пожалуста, не такой уж он плохой…»

* * *

— Еуда, я однажды ехал с таксистом, сефардского происхождения.

Он спросил, знаю ли я рава Зильбера. И рассказал, как рав Зильбер, оказавшись его клиентом, по интуиции (нап. наитию) нашел в Иерусалиме дом человека, адрес которого был ему неизвестен. Нет ли у вас схожей истории?

— Где рав Зильбер выходит за рамки «простого понимания»? Есть, и гораздо более драматичная.

Однажды к нему пришла молодая супружеская пара. Они объявили, что хотят развестись, что жить вместе нет никакой возможности.

Зачем тогда пришли? — «А если, а вдруг…»

И рав Ицхак нашел это самое «а если».

Он сказал: «вы приехали из Союза. У вас была там хупа? Нет? Так давайте её поставим, и как можно скорее!»

Те в ответ: «Но мы хотим разводиться!» А рав Зильбер: «Хорошо! Сначала мы вас поженим, а потом разведём…»

— Вы присутствовали при этой ситуации?

— Да. И даже предоставил для хупы своё жилище.

Признаться, простыми человеческими глазами я не видел никакого шанса, что эта семья сможет устоят. Но рав Ицхак видел больше. Сейчас у них уже около восьми детей, семья очень крепкая, очень соблюдающая, кто бы подумал…

— Еуда, вы лицо официальное, на государственной службе. А рав Зильбер занимал ли в вашей системе какой-то пост?

— Никакого. Но он каждый день приезжал в Иерусалимский Бейт-Дин, как на службу. У него это называлось «воровать мицвот».

На мой взгляд, наш равинский суд, возможно, ещё сложнее, чем больница. Туда люди приходят со сломанными руками, а к нам — с изломанными судьбами.

Прохаживаясь по коридору, рав Ицхак сразу находил людей, которых надо выслушать, а потом утешить и помочь.

Признаюсь, спокойнее мне от этого не спалось. В любое время меня мог настичь звонок рава Зильбера. «Как насчёт гета для той женщины? Ты ещё не нашел её мужа? А если б это была твоя дочь, твоя сестра… »

— И вы раньше времени оформляли командировку, искать пропавшего мужа?

— Куда же мне деваться? Оказавшись в России, я опять попадал в неординарные ситуации.

Но благодаря молитвам рава Ицхака мне везло. Бывало, что ты просто упирался носом в стену, и вдруг она раздвигалась.

Помню, была возможность встретить Шабат в чистом поле. До ближайшего населённого пункта несколько часов езды. А у нас времени — около часа, потом наступала суббота. Я решил: будем ехать столько, сколько нам отпущено времени, а дальше по тормозам.

Но мы успели. Как — невозможно объяснить. Даже шофёр, нееврей, понял, что случилось нечто необычное. Он расхаживал по улице (нап. улицам) и нервно курил, благо для него на это нет запрета…

— Чудесам не обучают…

— Да и не нужно. Главное, что поражало меня в Зильбере — это его отношение к евреям, к любым. Он вел себя так, будто все они — его дети. Помню, один супруг поставил условие: он даёт гет, если получит 5000 шекелей. Жена — беднячка. Откуда взять?

Рав Ицхак звонит мне:

«Еуда, я достал…»

Он достал эту сумму без всякого чуда. Просто выложил несколько своих зарплат.

— Рукопожатия, которым вы обменивались с Зильбером перед каждой вашей поездкой, наверно будет не хватать…

— Чтобы ощутить эту потерю, не надо даже никуда ехать. Я прихожу на работу, вижу много семейных пар, которые хотят развестись, и некому стало их мирить. Кончилась эпоха.

Срочно требуется человек, или нет, но много людей, которые, пускаясь в очередную авантюру, могут сказать, как Рав Ицхак:

«Их бин а гутер мишугинер»…


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?