Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как научиться страху перед Всевышним?

Темы: Предназначение, Реувен Куклин, Страх, Богобоязненность

Отложить Отложено

Шалом! Как можно научиться бояться Б-га, если меня этому никто никогда не учил?.. А., Москва

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый А.,

Вы задали очень важный вопрос. Говорит Моше-рабейну (Дварим 10, 12): «А теперь, Израиль, чего Господь, Б-г твой, требует от тебя? Того только, чтобы бояться Господа, Б-га твоего…». И сделали отсюда вывод наши мудрецы (Брахот 33 б), что «всё в руках Небес, кроме страха перед Небесами». Из этого мы можем понять, что находимся в этом мире главным образом для того, чтобы достичь «страха перед Небесами» (разумеется, одним из наиважнейших «проявлений» этого страха является соблюдение заповедей, не может существовать богобоязненность только в сердце, не проявляясь в действиях) и усилить его.

Однако прежде, чем попытаться ответить на Ваш вопрос, как достичь страха перед Небесами, следует понять, что же такое страх перед Небесами.

В книгах мыслителей раннего периода находим, что существует два вида Страха — страх перед наказанием и страх (трепет) перед Величием.

Страх перед наказанием означает: человек боится, что Всевышний накажет его за совершённые им грехи.

Страх же перед Величием это страх, который человек испытывает перед Всевышним при мысли о Его величии и бесконечности. Именно к такой богобоязненности человек должен стремиться прежде всего.

Так написано в книге Зоар (Акдама 11, 2): «Основной страх, который который человек должен испытывать — чтобы человек боялся своего Господина (т.е., Б-га), потому что Он велик и властен, основа и корень всех миров, и все пред Ним как будто не существуют, как сказано (Даниэль 4, 32): «А все живущие на земле считаются ничем в сравнении с Ним»». В Зоаре речь идёт о том, что человек должен бояться Всевышнего, зная, что Он — источник существования всех миров, Он создал их и поддерживает их существование каждое мгновение, и всё, что происходит в мире, — по Его воле происходит.

Научиться бояться наказания не так трудно, поскольку «каждый человек любит себя и боится за себя, и ничто не отвратит его от совершения какого-либо действия больше, чем страх, как бы не случилось с ним какого-то несчастья» (Рабби Моше-Хаим Луцатто, Мэсилат Йешарим, часть 24).

Научиться этому страху человек может, изучая Тору, те места, где говорится о том, что Всевышний не оставляет безнаказанным ни одно нарушение Закона (см. Раввину не страшно грешить?), и о том, какое наказание полагается за каждое нарушение (см. более подробно Мэсилат Йешарим, часть 4).

Трепету перед Величием можно научиться, вдумываясь в то, что «нет никого, кроме Него», что Он создал всё и всем управляет.

И ещё помогает — вглядеться в окружающее нас Творение. Так сказал Рамбам (Йесодэй Тора 2, 2): «Как достичь любви к Нему и трепета перед Ним? Когда посмотрит человек на Его удивительные великие деяния и творения и увидит за этим Его бесконечную мудрость, которую невозможно оценить, немедленно преисполнится любви, и восхвалит, и восславит, и возжелает великим желанием постичь Всевышнего, как сказал Давид: «Жаждет душа моя Б-га, Б-га живого» (Тэилим 42, 3). И когда человек подумает об этих вещах, он тут же отпрянет назад, и устрашится, и узнает, что он малое, низкое, тёмное создание, стоящее со своим поверхностным и бедным пониманием перед Тем, Кто понимает всё, как сказал Давид: «Когда вижу я небеса Твои, дело перстов Твоих… (думаю): что (есть) человек, что Ты помнишь его?..» Тэилим 8; 4, 5)».

Сегодня, благодаря развитию науки, мы можем ощутить мудрость Всевышнего и Его власть над миром в ещё большей мере — т.к. возможности познания чудес окружающего нас мира неизмеримо возросли. Можно подумать о макромире — гигантских галактиках, состоящих из миллионов планет, причём всё это беспрерывно «работает» и каждая планета «на своём месте». А можно подумать об окружающих нас растениях и животных, об устройстве человеческого организма. Или о микромире — об удивительном строении молекул и атомов, о том, что расстояние между электроном и атомным ядром (в пропорции) — как расстояние между земным шаром и солнцем, и само количество материи невероятно мало, настолько, что мы ничего бы не увидели, если бы не огромная скорость вращения электронов вокруг ядра. Благодаря этой скорости у нас «создаётся впечатление», что всё состоит из материи, но если Всевышний на минуту остановит электроны, всё исчезнет. Все эти мысли, несомненно, приведут человека к страху перед Творцом.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Тора и наука

Материалы по теме


На восьмой день после начала праздника Суккот — в Шмини Ацерет, когда сыны Израиля покидают шалаши и возвращаются в дома — они немедленно начинают молить Вс-вышнего о дожде и благословении. Специальная вставка с просьбой о дождях добавлена в праздничный Мусаф дня Шмини Ацерет. Читать дальше