Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как правильно женщине надевать обувь и завязывать шнурки?

Темы: Каббала, Милосердие, Заповеди, Женщина, Обувь, Суд

Отложить Отложено

Уважаемый раввин, хотелось бы уточнить, как правильно женщина должна надевать обувь и завязывать шнурки. Спасибо, Ася

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Ася,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Прежде, чем перейти непосредственно к ответу на Ваш вопрос, — небольшое вступление.

Как мы видим по многим законам, обычно в иудаизме предпочтение отдается правой стороне перед левой. По Каббале правая сторона олицетворяет аспект Милосердия, а левая — аспект Суда. И мы заинтересованы в том, чтобы Милосердие перевешивало Суд.

Поэтому, одеваясь, принято начинать с правой стороны (правый рукав, а затем левый — и т. д.). А когда раздеваются, то, наоборот, начинают с левой стороны, а затем переходят к правой. И когда моются, начинают с правой стороны, а затем переходят к левой. Но с самого начала моют голову, т. к. это наиболее важный орган (Мишна Брура[i] 2:7).

А вот с обувью, которую надо шнуровать, вопрос более сложный. При одевании, как сказано, предпочтение отдается правой стороне. А при завязывании предпочтение отдается левой стороне: например, тфилин повязывают на левую руку.

Поэтому принято сначала надеть правый ботинок, не завязывая шнурки, затем — левый. После завязывают левый шнурок, а затем — правый (Шулхан Арух[ii], Орах Хаим 2:4). От имени рава Хаима Каневского[iii] приводят, что это правило распространяется не только на шнурки: т. е., даже если ботинки на молнии, липучке и т. п., следует сначала застегнуть левый ботинок, а затем правый (Даат Нотэ 1, с. 66).

А когда снимают обувь, первым снимают левый ботинок, затем правый. Развязывая шнурки, не нужно отдавать предпочтение левой стороне — можно развязать сначала левой шнурок. (Здесь отметим, что «отдавать предпочтение», «оказывать уважение» в данном случае означает — дать этой стороне дольше оставаться «одетой», «зашнурованной»).

Левша, одеваясь, также начинает с правой стороны. А вот о завязывании шнурков Мишна Брура (2:6) говорит: поскольку тфилин левша накладывает на правую руку, то и шнурки он должен начать завязывать сначала на правом ботинке. Однако некоторые галахисты (знатоки еврейского Закона) считают, что и шнурки левша должен сначала завязывать на левом ботинке, как большинство людей. Рав Шломо-Залман Ойербах[iv] говорит, что, поскольку в данном случае существует спор, то оба обычая приемлемы (Алихот Шломо 2:21).

Теперь мы можем обратиться непосредственно к Вашему вопросу. Рав Шломо-Залман Ойербах (Алихот Шломо 2:20) говорит: поскольку женщина не накладывает тфилин (более того, ее порицают, если она делает это), то, завязывая шнурки, она не должна отдавать предпочтение левой стороне. Так же считал и рав Элияшив[v]. Т. е. женщина сначала завязывает правый шнурок.

В респонсах Двар Йеошуа[vi] (2:111, 130) сказано: поскольку при завязывании Тора отдает предпочтение левой стороне, не следует делать различия между мужчинами и женщинами. Поэтому женщина также должна сначала завязывать левый шнурок. Рав Хаим Каневский пишет, что это известный спор. Поэтому, тем, кто сначала завязывает левый шнурок, есть на чье мнение полагаться.

Мы видим, что все наши действия имеют значения и имеет значение, как именно мы их совершаем. И, хотя на первый взгляд это может показаться слишком педантичным, попробуем взглянуть на это с другой стороны. В любом случае каждый день мы одеваемся и обуваемся, а теперь у нас появляется возможность наполнить эти обыденные действия особым смыслом и более того — даже заработать за них награду Свыше.

С уважением, Яков Шуб

 

[i] Мишна Брура («Ясный Закон») — галахический кодекс, составленный раби Исраэлем-Меиром бар-Арье-Зэев а-Коэном Каганом (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающимся законоучителем и праведником, духовным лидером своего поколения.

[ii] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона. Составлен раби Йосефом Каро (Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль) в 16 веке.

[iii] Рав Хаим Каневский (1928-2022, Белоруссия — Эрец-Исраэль) — мудрец Торы, духовный лидер нашего поколения и выдающийся законоучитель.

[iv] Раби Шломо-Залман бар-Хаим-Йеуда-Лейб Ойербах (5670-5755 /1910-1995, Иерусалим) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров прошлого поколения.

[v] Раби Йосеф-Шалом Элияшив (5670-5772 / 1910-2012, Литва — Эрец-Исраэль) — крупнейший законоучитель и мудрец Торы современности, духовный лидер поколения.

[vi] Раби Йеошуа-Менахем Арнберг (5665-5736 / 1904-1976, Венгрия — Эрец-Исраэль) — раввин хасидского направления, автор шеститомного сборника респонсов «Двар Йеошуа».

 

 

Материалы по теме


Египетское рабство стало прообразом всех будущих изгнаний еврейского народа. А Исход из Египта — прообразом Избавления. Период угнетения в Мицраиме был самым тяжелым в нашей истории. Но это помогло утвердить в душах Исраэля основы веры, сделало евреев тем народом, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. Читать дальше