Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Кашерование посуды

Чтобы посудой было разрешено пользоваться — будь то новой или уже использованной для некошерных продуктов — нам заповедано ее откашеровать. Как — рассказано в этой статье.

Оглавление

Общие сведения [↑]

В Торе рассказывается, как после победы над Мидьяном евреи вернулись с трофеями, среди которых была и посуда, в которой готовилась некашерная еда. Чтобы этой посудой было разрешено пользоваться, Тора заповедует ее откашеровать. Вот, что об этом сказано: «Посуду из золота, серебра, меди, железа, олова, свинца — ту, которая была на огне, проведите через огонь, а ту, которая не была на огне, проведите через воду» (Бемидбар 31:22). Из этих слов Торы выводят следующее правило кашерования посуды: «запрещенный (некашерный) продукт устраняют из стенок посуды с помощью того же процесса, при котором он в них впитался» (Авода Зара 75 б). Другими словами, способ кашерования зависит от того, как пользовались посудой: иногда ее достаточно тщательно помыть, а иногда нужны более радикальные меры.

Говоря о посуде, мы имеем в виду все предметы, с которыми еда приходит в соприкосновение. Поэтому и столовые приборы, и подносы, и противни в определенных ситуациях требуется кашеровать.

В некоторых случаях посуда не поддается кашерованию вообще. Существует общее правило: если посуда может испортиться при том или ином способе кашерования, она не может быть откашерована этим способом. Так постановили, опасаясь, что иначе люди, не желая портить посуду, не откашеруют ее в соответствии с необходимыми требованиями.

На кашерование посуды благословение не произносят.

Некашерная посуда [↑]

Посудой, в которой готовили некашерные продукты, запрещено пользоваться. Если ее хорошо помыть, то в случае необходимости в порядке исключения разрешено поместить в нее холодные продукты, но постоянное использование и в этом случае запрещено.

Если посудой пользовался человек, не соблюдающий законы кашрута, то, даже если он клал в нее только холодную пищу и новые хозяева собираются ее использовать тоже только для холодной пищи, посуду нужно откашеровать.

Новая посуда [↑]

Покупая новую посуду, не всегда можно быть уверенным, что она кашерна. Некоторые виды металлической посуды смазывают жирами или маслами, запрещенными в пищу. Иногда это делают при высокой температуре. Поэтому прежде, чем пользоваться новыми кастрюлями, сковородами, противнями и т. д., принято их тщательно вымыть, наполнить до краев водой и вскипятить так, чтобы во время бурления вода переливалась через края.

Окунание посуды в микву [↑]

Заметим, что посуду, приобретенную у нееврея, даже абсолютно новую, необходимо окунуть в микву. Тем более это относится н неновой посуде, если ее предыдущими хозяевами были неевреи или евреи, которые ее в микву не окунули. Если речь идет о некашерной посуде, которая поддается кашерованию, в микву ее окунают уже после кашерования.

Перемещение некашерной посуды в субботу и праздники [↑]

Предметы, которые не используются в субботу и праздники, запрещено переносить и использовать в субботу и праздники. Они называются мукце.

Поскольку некашерной посудой в случае необходимости в порядке исключения пользоваться разрешено, она в плане законов о мукце не отличается от кашерной посуды.

Виды кашерования посуды [↑]

Существует два основных вида кашерования посуды — «агала» и «либун».

Агала — это способ кашерования, при котором впитавшиеся в посуду частицы запрещенного продукта «извлекают» с помощью кипящей воды. Слово «агала» означает «выплескивание», т. е. частицы запрещенного продукта с помощью кипящей воды как бы «выплескиваются» из посуды.

Слово «либун» переводится как «доведение до белого каления», «прокаливание». Либун — это способ кашерования посуды, при котором ее нагревают до такой температуры, что впитавшиеся частицы запрещенного продукта сгорают.

Либун бывает двух видов — «каль» («легкий») и «каше» («интенсивный»). Либун каль — нагревание посуды до такой температуры, при которой прикоснувшаяся к ней соломинка загорается. Либун каше — накаливание посуды до такой температуры, что от нее начинают отлетать искры.

В каком случае применяют агалу, а в каком — либун [↑]

К какому из этих двух способов кашерования посуды прибегнуть — зависит от того, при каком кулинарном процессе посуда стала некашерной.

Если запрещенный продукт впитался в посуду во время варки или при любой другой готовке с использованием жидкости, для того, чтобы ее откашеровать, достаточно сделать агалу.

Если запрещенный продукт впитался в стенки посуды в результате жарки, печения или других кулинарных процессов без использования жидкости, то он впитался более глубоко и надо произвести либун каше.

Посуду, которую можно откашеровать с помощью агалы, можно откашеровать и с помощью либун каль.

Исключения [↑]

В некоторых случаях, когда при готовке запрещенного продукта не использовали жидкость, достаточно сделать агалу.

  1. Если посуда стала некашерной, когда она не находилась на огне, достаточно сделать агалу.
  2. Чтобы очистить посуду от впитавшихся в нее, даже без участия жидкости, частиц разрешенного продукта, также достаточно сделать агалу. Поэтому, когда посуду, в которой жарили или пекли мясные или молочные кашерные продукты, хотят «перевести» в статус «парве» (нейтральной — не мясной и не молочной), можно ограничиться агалой.

Если в мясной или молочной посуде, которую в течение последних суток не использовали для приготовления мясных или молочных блюд, пожарили или испекли «противоположный» продукт, ее можно откашеровать с помощью агалы и она становится парве. Если же в посуде, которую использовали для приготовления мясных или молочных блюд менее суток назад, пожарили или испекли «противоположный» продукт, ее в любом случае необходимо кашеровать с помощью либуна.

Условия, необходимые для агалы [↑]

Для проведения агалы необходим ряд условий.

  1. Очистить
  2. Агала помогает избавиться только от тех частиц, которые впитались в посуду, но частички продукта, которые не впитались, не теряют своего статуса от соприкосновения с кипятком и посуда остается некашерной. Поэтому необходимо, чтобы кашеруемая посуда и внутри, и снаружи была абсолютно чистой.

  3. Не пользоваться
  4. Перед агалой нельзя пользоваться этой посудой 24 часа со времени последнего использования. Когда откашеровать надо срочно и нет возможности ждать сутки, разрешено произвести агалу сразу. В этом случае необходимо, чтобы объем воды обязательно в 60 или более раз превышал объем материала, из которого изготовлена кашеруемая посуда. Если это невозможно, то прежде чем начать агалу, необходимо добавить в воду какое-либо моющее средство с резким запахом и «вкусом».

  5. «Водные» условия
  6. Агалу осуществляют только с помощью воды, и другие жидкости для этого непригодны. Во время агалы вода должна постоянно находиться в состоянии кипения, интенсивно пузыриться. Вода должна быть нагрета либо на огне, либо электричеством, но не с помощью солнечных батарей, микроволновых печей и т. п.

Дополнительные замечания

Посуда, которую кашеруют с помощью агалы, должна быть сухой. Ее опускают в уже кипящую воду. Когда холодную посуду помещают в воду, вода охлаждается, поэтому следует держать посуду в воде, пока не возобновится бурление.

Пользоваться водой, с помощью которой делали агалу, не принято.

После агалы посуду споласкивают в прохладной воде.

Посуда больших размеров [↑]

Предметы посуды, которые невозможно целиком поместить в емкость с кипящей водой, разрешено кашеровать следующим образом. Тщательно очистить, оставить на сутки — не использовать, затем наполнить водой, поставить на огонь и подождать, пока вода не начнет бурлить. Если есть вероятность, что жидкость, «запретившая» посуду, переливалась через край, следует нагреть камень или железный брусок до температуры кипения воды или немного больше (чтобы во время погружения в кипящую воду он не охладил ее) и погрузить в посудину, когда в ней кипит вода. Кипяток перельется через край посудины и откашерует ее внешнюю поверхность.

После этого посуду споласкивают прохладной водой.

Виды посуды, поддающиеся кашерованию с помощью агалы [↑]

Какую посуду можно откашеровать с помощью агалы? Тора говорит о посуде, изготовленной из золота, серебра, меди, железа, олова, свинца. По мнению авторитетов Алахи, посуда, изготовленная из некоторых материалов, изобретенных позже, также поддается кашерованию с помощью агалы. Так, например, предметы из алюминия, нержавеющей стали, пайрекса, дюралекса, пластика, целлофана, формайки, бэклита, фибергласса, синтетической резины и некоторых других материалов кашеруются с помощью агалы.

Кашерованию с помощью агалы подлежит также посуда из дерева, кости, камня и кожи. Каменные предметы можно откашеровать агалой, только если они изготовлены из цельного природного камня. Но посуду, изготовленную из тертого в песок камня, невозможно откашеровать с помощью агалы. Кашерованию с помощью агалы также не подлежит керамическая и фарфоровая посуда.

В отношении эмалированной посуды мнения галахистов разошлись. Когда кошеруют посуду на Песах, поступают согласно «устрожающему» мнению. Во всех остальных случаях полагаются на «облегчающее» мнение и разрешают кашеровать эмалированную посуду с помощью агалы.

Либун [↑]

Либун — это кашерование посуды прокаливанием на огне. При этом частицы запрещенного продукта, впитавшиеся в посуду, сгорают или испаряются, поэтому нет необходимости ждать сутки и очищать посуду перед кашерованием, как это делают при агале.

Посуду, которая не поддается кашерованию с помощью агалы, можно откашеровать с помощью либун каше.

В современном быту весьма непросто произвести либун каше, тем более, что и посуда сегодня такова, что может при этом испортиться, а способ кашерования, при котором посуда может испортиться, как упоминалось выше, неприменим.

«Перевод» посуды из мясной в молочную или наоборот [↑]

Представителям сефардских общин разрешено «переводить» мясную посуду в молочную или молочную в мясную. Для этого необходимо подождать 24 часа со времени последнего использования этой посуды для приготовления мясных или молочных блюд, а затем откашеровать ее, как описано выше выше. У ашкеназских евреев не принято «переводить» посуду из молочной в мясную или наоборот — из опасения, что в результате таких «переходов» может возникнуть путаница.

Но дело обстоит иначе, когда речь идет о некашерной посуде, которую в любом случае необходимо кашеровать, или о посуде, в которой готовили квасное и хотят откашеровать на Песах. В таких случаях разрешено после кашерования «перевести» посуду, которая была до этого молочной, в мясную, или наоборот. Или перевести ее в разряд посуды для продуктов парве. Когда речь идет об особенно дорогой или редкой посуде, по обычаю ашкеназов также возможны некоторые послабления. Но это следует выяснять в каждом конкретном случае отдельно.

Заключение [↑]

Поскольку законы кашерования посуды очень обширны и многоплановы, их невозможно детально изложить в рамках короткой статьи, поэтому в каждом конкретном случае надо выяснить у компетентного раввина, как следует поступить.

Выводить материалы