Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Лучше не думать о других людях ни хорошо, ни плохо — чем думать о них плохо»Еврейская мудрость

Эти бесполезные дожди

13 сентября 2012, 14:53

Отложить Отложено

В гемаре (Рош а-шана,17,2) говорится, что если в Рош а-шана  мы не в порядке, и постановили нам  дождей самую малость, а потом раскаялись, и можно бы всё исправить – то сделать  уже ничего нельзя. Добавить дождей невозможно – уже вынесен Приговор. Но как не поощрить раскаяние? Что ж, Всевышний «находит выход», и те считанные нам капли спускаются с Небес в самый нужный для земли и подходящий для урожая момент. Патронов мало, но все - в цель.

 

Ситуация обратная. В Рош а-шана евреи - праведники, и присудили им обильные дожди, а потом скользнули евреи по лестнице вниз, и статус  стал совсем другой - та же проблема. Отменить объём осадков нельзя – уже утверждено, но благословения в дожде, не дай Б-г, уже не  будет.  Творец кинет нам их не в том месте и не в то время, и будут падать бесполезные дожди.

 

Но это странно . Разве всё, что Творец совершает с человеком не в прямой связи с поступками людей? Если уж изменилась оценка человека, почему бы  не изменить и приговор?

 

Прежде всего, нужно понимать, что суть  Рош а-шана в том, что тогда человек начинает просыпаться и тянуться к Тшуве более, чем в другие дни года. Человек вдруг сознает, что именно теперь, в эту секунду,  стоит перед Судом, и вот-вот, сейчас зачитают приговор.  Из-за того, что духовное пробуждение человека в Рош а-шана так велико, а перемены в душе столь огромны, то если удаётся в эти дни совершить нужную работу – можно рвануть в ни с чем несравнимый скачок вверх. Но и наоборот, если не пожелает человек пробудиться в эти дни, то и заслонка в сердце окрепнет как никогда. Так и постигает нас  суд Рош а-шана.

 

Получается, что Рош а-шана – это стратегический выбор, меняющий нас радикально, от одного полюса к другому. И даже если потом, в течение года, совершим Тшуву или, не дай Б-г, сорвёмся, всё равно, перемена не будет столь разимой: только от одной ступени – к соседней. И это в отличие от дней Рош а-шана, когда всё гораздо масштабней, когда след этих дней и влияние остаются на целый год. Ведь, как правило, в последующие месяцы человеку не удастся достигнуть столь глубочайшего пробуждения души.

 

Вся механика этого мира зиждется на помощи Свыше. Это касается и поведения человека, и его учёбы, и способности к духовному совершенству. Потому в Рош а-шана все изменения в человеке  глобальны и всеобъемлющи, и касаются его всего. И пусть изменится потом в течение года,  изменения затронут лишь частности.  Слишком силён заряд Рош а-шана. Потому и приговор человеку меняется  лишь частично. В чём изменился – в том и произошёл сдвиг. Но общая ступень, достигнутая в Рош а-шана в общем, в главном, останется неизменной.

 

Тот, кто сумел подняться в Рош а-шана, а потом немного спустил планку, должен понять, что исправить ему этот сбой  легко, и жаль упустить возможность. И этим хорош  пример, когда присудили обильные дожди, но из-за частичной вины нельзя насладиться ими. Они падают, как говорилось,  совсем не там где нужно, и не тогда, когда необходимо.  Из-за духовной недальновидности обидно терять по капле всё присуждённое и нажитое в Рош а-шана богатство. И как это жаль. И на это намёк.

 

И наоборот. Злодей, бывший внизу в Рош а-шана, но теперь пытающийся исправить и подняться, хотя бы немного, - показывают ему, что усилия его не зря, что и те «куцые» дожди, которые никого удовлетворить не могли бы, вдруг оказываются к месту и ко времени, и дают резон, который трудно было ждать. И это только потому, что чуть-чуть повернул к добру. И то - намёк, намёк на то, что не стоит отчаиваться и можно вернуть всё, что потерял в своей душе.

 

По книге "Михтав ми Элияу" раби Элияу Деслера, זצ"ל

Теги: , Еврейство