Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что такое «дождь», «засуха», «потоп» в метафорическом смысле?

Темы: Дождь, Потоп, Значение слов в Торе, Натан Агрес

Отложить Отложено

Здравствуйте. Спасибо большое за Ваши ответы. Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Я не знаю, как покорректнее сказать то, что хочу. Надеюсь, смогу изъясниться понятно. Известно, что у Торы есть 70 ликов, что написано в некоторых книгах мудрецов благословенной памяти, что я читал. И я понимаю, что это чрезвычайно глубокая и непонятная мне вещь. Но хочу спросить вот что: что такое, если воспринимать как метафору, дождь в книгах ТаНаХа, Мидрашах, Мишне? Известно, что Вс-вышний, благословен Он, использует дождь как наказание, не дай Б-г, как в случае с всемирным Потопом, умеренный и своевременный дождь рассматривается как благословение Небес, а его отсутствие — как наказание за прегрешения народа, не дай Б-г. Также в Мишне, трактат Таанит, говорится о благословениях на дождь во время молитв, о засухах в наказание и всенародных постах. Ведь помимо буквального понимания текста, который, безусловно, справедлив и ясен для всякого человека, здесь есть и намёк на что-то более глубокое, применимое к отдельному конкретному человеку. Так вот, суть вопроса в следующем: что такое с точки зрения отдельно взятого человека, метафорически — засуха и потоп, своевременный дождь или несвоевременный. Надеюсь, сумел объяснить суть вопроса. Спасибо большое за внимание. Игорь

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемый Игорь,

Вы задаете непростой вопрос, на который трудно однозначно ответить. Сказанное ниже — лишь одна из возможных интерпретаций.

В ежедневной молитве Шмоне-Эсре дожди упоминаются во втором благословении, основная суть которого Гвурот а-Шем — проявления Б-жественного могущества и, в особенности, Тхият а-метим — воскрешение мертвых. В Иерусалимском Талмуде (трактат Брахот 5 б) разъясняется связь между ними: как воскрешение из мертвых — жизнь миру, так и дожди — жизнь миру. Кроме простого смысла (и то, и другое несет жизнь человеку) есть и другой: дождь и рост растений, зависящий от него, — это своего рода аналог воскрешения. Ведь и зерно пшеницы сначала «умирает» и разлагается в земле, но спустя какое-то время, после дождя, оживает вновь. Но уже не как маленькое зернышко, а как целый колос, несущий в себе множество зерен! Это своего рода «образ» воскрешения из мертвых, раскрывающий нам, что смерть — лишь временный этап, ведущий к новой, гораздо более высокой и качественной жизни (см. Кетубот 111 б).

В свете этого можно сказать, что дождь олицетворяет жизненные силы, которые Всевышний милосердно дарует нам. Грешников и злодеев Тора называет «мертвыми» даже при жизни, т.к. их души отделены от своего Источника толщей греха и нечистоты (см. Йешаяу 59:2), они находятся в состоянии «засухи». А души праведников ежедневно купаются в живительной влаге духовного света. Мы произносим в благословении перед выполнением заповедей: «…Который освятил нас… и заповедал…». Исполнение каждой новой заповеди приносит святость и свет тому, кто ее исполняет.

То же можно сказать и о потопе. Раши (Берейшит 7:12) объясняет, что всемирный потоп не начался сразу с бешеного ливня. Сначала это был умеренный, спокойный дождь: если бы люди раскаялись, это стало бы для них дождем благословения. Но когда, несмотря ни на что, люди не захотели меняться, хлынул ливень. Это то, о чем сказали мудрецы (книга Зоар, на главу Ваикра и др.): «Злодеи превращают меру милосердия в меру суда». Т.е. даже с точки зрения милосердия они заслуживают наказания, поэтому дождь, который начался благополучно и мог принести им жизнь, стал для них смертельным потопом.

Кроме того, мы находим, что дождь уподобляется Торе, см. слова Моше Рабейну (Дварим 32:2): «Польется, как дождь, учение мое, закаплет, как роса, речение мое». Мидраш (Сифри там) вновь поясняет: как дожди — жизнь миру, так и Тора — жизнь миру! И это не просто «высокие слова»; в другом месте сказано (Ирмияу 33:25): «Если бы не союз Мой (изучение Торы) днем и ночью, законов неба и земли не установил бы Я»! Великий каббалист, ученик Виленского Гаона, раби Хаим из Воложина (Нэфеш а-Хаим 2:6) пишет, что со дня дарования Торы все мироздание держится только на ее постоянном изучении. И если бы в мире хоть одно мгновение не было слышно слов Торы, он немедленно вернулся бы в первоначальный хаос (к состоянию, когда не были установлены законы неба и земли). Таким образом, те, кто посвящает свое время изучению Торы, непосредственным образом поддерживают существование всего мироздания. И, действительно, Талмуд называет мудрецов «строителями» (Шабат 114а и др.), т.к. они постоянно заняты «строительством» (поддержанием) мира.

Талмуд (Таанит 7а) говорит: тому, кто учит Тору ли-шма — ради нее самой, т.е. ради исполнения воли Творца, предписавшего постигать ее, Тора становится эликсиром жизни (то, о чем мы говорили выше). Но для того, кто учит ее ше-ло ли-шма, не ради нее самой, а только ради почета, карьеры, денег и т.п., Тора становится смертельным ядом! Виленский Гаон сравнил это с воздействием дождя. Свойство дождя — помогать прорасти тому, что посажено в землю. Если в ней семена полезных растений, дождь поможет им взойти, поможет растениям укрепиться и развиться. Но если в земле семена сорняков и ядовитых растений, тот же дождь поможет взойти и им, укрепит и их. Слово адам («человек») — от того же корня, что и слово адама — «земля», «почва», в душе человека скрыто множество «семян» противоречивых качеств, добрых и дурных. Изучение Торы, подобно дождю, поможет «взойти», прорасти тем качествам, которые доминантны в нем. Именно поэтому, если человек приступает к изучению без должной подготовки, сама Тора может превратиться для него в яд. Она лишь укрепит в нем гордыню, тщеславие и т.п. Поэтому сказано: Дерех эрец кадма лэ-Тора — «Достойное поведение предшествует Торе». Очень важно, изучая Тору, находить время и силы для работы над собой. Тогда с помощью Торы человек действительно сможет достичь совершенства.

Напоследок важно упомянуть известное высказывание Талмуда (Сота 22-б и др.) «Всегда пусть человек занимается Торой и заповедями даже шло-лишма, т.к. от ло-лишма прийдет к лишма.» Имеется в виду, что когда человек да хочет учиться ради самой Торы, но чувствует противостояние дурного начала, есть необходимость пойти на компромисс и дать ецеру своего рода взятку: достигнуть уважения и т.п. Но если вся цель учебы только ради этого, такая Тора равносильна яду.

С уважением и пожеланием успешно продолжать учебу, Натан Агрес

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше