Темы: Аризаль, Исправление, Раскаяние, Шломо, Давид, Тамар, Цари Израиля, Комментарии
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЭто новостью для Давида было, когда Авшалом убил Амнона? Или Давид действовал так не сознательно, а просто не мог унять своих сыновей? N.
Здравствуйте, N.
Спасибо за интересный вопрос!
После истории Давида с Бат-Шевой к нему приходит пророк Натан — увещевать царя. Рассказав притчу о богаче, укравшем единственную овечку бедняка-соседа, пророк спрашивает, какое наказание полагается преступному богачу. И царь Давид, не подозревая, что речь идет о нем самом, незамедлительно выносит вердикт: негодяй должен быть казнен, а за украденную овцу должен выплатить компенсацию — четырехкратную стоимость овцы.
Узнав, что суровый приговор он вынес сам себе, Давид немедленно раскаивается в содеянном и произносит: «Согрешил я перед Всевышним» (Шмуэль II 12:13). А пророк сообщает, что Всевышний простил ему часть вины и он не умрет. Но за «овечку» придется заплатить четырежды.
Как были реализованы наказания? В семье Давида происходит четыре трагедии. 1. Первый ребенок Давида и Бат-Шевы умирает на восьмой день после рождения. 2. Амнон насилует Тамар, приемную дочь Давида. 3. Авшалом убивает Амнона. 4. Сам Авшалом погибает в результате бунта против Давида.
Тамар была сестрой Авшалома, но родилась до того, как Давид женился на ее матери. И примечательно, что Давид воспринимал боль и трагедию приемной дочери так же тяжело, как и смерть родных сыновей.
Конечно же, у Давида был полный контроль над всем, что происходило в его доме. Царь должен был наказать Амнона за насилие над Тамар, но не сделал этого, потому что знал: в происшедшем есть и его вина. Однако этого не знал Авшалом, который решил, что Давид намеренно оставляет Амнона безнаказанным. В результате произошел самосуд, закончившийся убийством Амнона.
Но есть еще один комментаторский подход, проливающий свет на всё, что происходило не только в доме, но и в жизни Давида.
Рав Цви Вайсфиш в книге «Диброт Цви» (т.9, с.313) приводит интересное мнение о том, чем был движим царь Давид в своем служении Всевышнему. Всю жизнь Давид пытался привести под крылья Шхины различные духовные силы, находящиеся вне рамок святости, в среде других народов.
Самым ярким фактом в этом плане было использование Давидом захваченной короны царя аммонитян. А ведь наверняка Давид мог позволить себе корону, изготовленную еврейскими мастерами, во что бы это ни обошлось казне. Какая же необходимость была в использовании короны бывшего идолопоклонника?
Дело в том, что аммонитяне не просто поклонялись какому-то идолу, светилу или природной силе. Так было у других народов. Аммонитяне же поклонялись непосредственно Нахашу, тому самому Змею, что еще на заре человечества смог соблазнить Адама и Хаву. То есть — корню зла. И в победе над Аммоном Давид видел символ начала исправления всего мира.
Комментаторы утверждают, что «проект женитьбы Шломо на тысяче жен» также был инициирован царем Давидом. И за этим также скрывалось желание путем династических браков установить прочную связь с ведущими царскими дворами мира — чтобы затем способствовать всеобщему исправлению (Аризаль «Ликутэй Тора»). И это еще не все примеры.
Из источников следует также, что Давид, если и не стал бы инициатором брака Амнона и Тамар, то уж точно не возражал бы против этого (об этом говорит сама Тамар, см. Шмуэль II 13:13). Разумеется, ради исправления духовного корня народа, из царского дома которого происходила Тамар («Махамадея м-Имэй Кедэм»). Жаль только, что Амнон всё испортил…
Приведенные комментарии, если не оправдывают, то в какой-то мере объясняют причины «бездействия» Давида. Показывают, что всё произошло не из-за отсутствия контроля, а потому, что царь знал, насколько сложна ситуация, и понимал ее немного лучше других.
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Аризаль — автор основополагающих книг Каббалы.
Рав Реувен Куклин
Притчи Шломо были получены им непосредственно от Б-га?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне
Рав Овадья Климовский
Кому вернуть украденное?
Рав Натан Агрес
Души всего человечества происходят от души Адама?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Зеев Урман
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Велико раскаяние, — оно достигает Трона Величия
Рав Михаэль Солганик
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Брейшит»
Рав Реувен Куклин
Что говорит об этом Шивхей а-Ари?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шломо (в русской традиции — Соломон) уже с детства отличался уникальными способностями. Неудивительно, что юный помощник судей стал мудрым правителем.
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?