Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Люби мир и добивайся мира, люби людей и приближай их к Торе»Пиркей Авот 1, 12

Как стать духовно сильнее в это непростое время дома?

Темы: Иштадлут, Давид, Упование, Теилим, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый рав. Я хотел бы спросить: как стать духовно сильнее в это непростое время дома? Моисей

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Моисей!

Вы задали очень актуальный и животрепещущий вопрос. Очень многие ощущают непосредственную опасность и растерянность. Но надо хорошо знать и помнить, что Б-г руководит миром и тем, что произойдет с каждым из нас во все времена — и в этот момент тоже. Всё «под контролем».

Понятно, на нас есть обязанность иштадлут — старания, усилия: беречь нашу жизнь и здоровье, и это мицва. Принимать меры предосторожности — это одно, а помнить, что мы каждый момент в руках Б-га — это другое. Человек, который внутренне живет с таким ощущением, не пугается опасностей. Он принимает, со своей стороны, меры осторожности, но знает, что, в конечном счете, его судьба в руках Б-га в любой момент — и в спокойное время, и в момент опасности. Он внутренне спокоен.

Знать это в теории — это вера, а ощущать это на практике — это то, что называют битахон — глубокое понимание, что мы полностью в руках Б-га. Достичь этого понимания — внутренняя работа над собой. Перевести знание, что Б-г руководит каждую минуту тем, что случится с каждым из нас, из понимания головой в ощущение сердца.

Когда мы читаем Тэилим царя Давида, мы можем ощутить, как он в любой момент живет с Б-гом: и в радости, и в беде, и в опасности полностью полагается на Б-га. В третьей главе Тэилим мы читаем: «Песнь (мизмор) Давида, — когда бежал он от Авшалома, сына своего» (1). Давид был в тяжелой беде — его сын восстал против него и в тот момент большинство народа было с Авшаломом.

Спрашивает Гмара: «Песнь» Давида? «Плач» Давида должно быть сказано! И Гмара отвечает: это можно сравнить со следующей ситуацией: на человеке был долг. Пока на нем был долг, он был грустным, когда отдал долг — стал радостным. Давид услышал от пророка: «Вот, Я наведу на тебя зло из дома твоего…» (Шмуэль II 11:11). И Давид боялся: может быть, на него восстанет раб или мамзер, который вообще не будет его жалеть. А когда оказалось, что это его сын, то стало ясно, что какая-то мера жалости есть (как это потом и проявилось в решениях Авшалома, см. комментарий Мальбима к Шмуэль II 17). Когда Давид узнал, что это его сын, он стал петь.

А в шестом стихе той же, третьей, главы Тэилим царь Давид говорит: «Я ложусь и засыпаю, просыпаюсь потому, что Господь поддерживает меня». Царь был в непосредственной опасности: в его стан могли подослать убийц (как и предложил советник Авшалома Ахитофель, см. Шмуэль II 17:1-3). Но Давид полностью полагается на Б-га, знает и ощущает, что он полностью в Его руках. Он ложится спать и спокойно засыпает.

А в Тэилим 131 он говорит о том, как ощущает себя перед Б-гом: «Но уподобил душу мою ребенку у груди матери его…» (2, по комментарию Раши). Ощущает себя как маленький ребенок на руках матери. Иными словами, «как грудной ребенок полностью полагается на маму и вообще ни о чем не заботится, так и я полностью полагаюсь на Тебя, Б-г». Какое хорошее ощущение — как грудной ребенок на руках матери!

Желаю Вам и нам всем такого же ощущения — как у Давида, который полностью полагался на Б-га.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Материалы по теме


Хотя Творец неподвластен никаким законам и непостигаем, тем не менее, мы должны посвятить всю свою жизнь познанию — не самого Творца, а путей Его проявления в этом мире. Тот, кто идет по пути постижения Творца, будет способен воспринять истинное благо, ради которого он был сотворен Читать дальше

Молитва «Шма Исраэль». О единстве Творца. Часть 4. Глава 4. Дерех Ашем 75

Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Дерех Ашем»

Не следовать за своими глазами и за своим сердцем. Шесть ступеней познания Творца 6

Рав Реувен Хаскин,
из цикла «Шесть ступеней познания Творца»

Любовь к Богу. Шесть ступеней познания Творца 4

Рав Реувен Хаскин,
из цикла «Шесть ступеней познания Творца»

Ховот аЛевавот 1. Вступление

Рабейну Бахие ибн Пакуда,
из цикла «Ховот аЛевавот»

Заповеди Господни бывают двух родов: обязанности тела и обязанности сердца. Первые мы исполняем посредством физических действий (например, накладывая тфилин, устанавливая мезузу), вторые же ничего, кроме интеллектуальных усилий, не требуют (вера во Всевышнего). Как первые, так и вторые заповеди подразделяются на предписывающие и запрещающие. Все они имеют источник в Торе, но не все записаны в Пятикнижии.