Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Делать скидку тем, кто раньше купит билеты, — нарушение запрета Торы?

Темы: Деньги, Бизнес по-еврейски, Изучение Торы, Проценты

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые раввины! Спасибо за День Торы! Было так хорошо!

Но есть вопрос: билеты на ваш день Торы можно было купить заранее, до 15 ноября, дешевле. Разве это не рибит (проценты, которые брать запрещено)? Получается, что организация берет в долг $50, а через месяц предоставляет продукт (лекции, еду), который стоит $60. Хотя у нас в Америке это частая практика и называется «ранняя пташка» (early bird), мне непонятно, как это можно.

Но, если вы это тоже сделали, наверное, я не прав. Возможно, зависит от формулировки? Знаю, что ваш колель подготовки раввинов учил эти законы. Объясните, пожалуйста.

P.S.:

Особое спасибо за то, что привезли любимых раввинов, рава Зильбера, рава Кушнира и рава Поллака, и вообще все было отлично! Александр, NY

 

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Александр,

Большое спасибо, что обратились к нам. Вы задаете правомерный вопрос. Недавно мы слышали от рава Пинхаса Винда — одного из крупнейших авторитетов современности в законах рибит — следующее интересное замечание. Йецер а-ра работает не покладая рук, и, когда он видит, что ему трудно помешать евреям выполнять такие заповеди, как хесед, изучение Торы и т.п., то он старается «примешать» к их выполнению нарушение запретов рибит, чтобы отнять у евреев заслугу этих заповедей.

Действительно, в обычной ситуации, когда продавец объявляет две цены: одну более низкую — для тех, кто платит раньше, а другую более высокую — для тех, кто платит позже, то здесь есть проблема нарушения запрета рибит (взимать проценты). Т.е., поскольку покупатель совершает предоплату, но при этом фактически еще ничего не получает, то эти деньги рассматриваются как ссуда. А поскольку для тех, кто платит раньше, цена ниже, то получается, что продавец делает скидку тому, кто дает ему ссуду, что запрещено с точки зрения законов рибит (Рамо, Йорэ Дэа 173:7).

Поэтому Ваш вопрос правильный: с двумя ценами на билеты есть проблема.

Обычно решением большинства проблем с рибит в бизнесе, в деятельности организаций и частных людей является подписание договора этер-иска. Поэтому тем, кто занимается бизнесом, настоятельно рекомендуется оформить для своей организации такой договор, чтобы избежать нарушения запретов рибит.

В этом договоре стороны определяют, что деньги, которые одна сторона (заимодавец) передает другой стороне (должнику), не являются ссудой, а являются капиталовложением в бизнес другой стороны. Так стороны становятся партнерами в бизнесе, и деньги и другие услуги, которые получает первая сторона, — это не проценты, а доходы от совместного бизнеса. Речь идет о реальном бизнесе: недвижимости, акциях и т. п. Некоммерческие организации, которые получают пожертвования, в данном случае также могут рассматриваться как бизнес.

Но в нашем случае это не будет подходящим решением проблемы. Дело в следующем: чтобы договор этер-иска имел силу, необходимо, чтобы суммы, которые вторая сторона платит первой, имели реальные размеры. Т.е. на практике деньги, которые первая сторона передает второй, должны иметь реальный потенциал принести доходы — того размера и в течение того времени, о котором стороны договорились.

В нашей ситуации стоимость билета составляет 60 долларов, а тот, кто платит на месяц раньше, получает скидку в 10 долларов и фактически платит 50 долларов. Если бы мы действовали в соответствии с этер-иска, мы бы рассматривали это как капиталовложение 50 долларов, которое должно принести в течение одного месяца доход 10 долларов. Иными словами данное капиталовложение должно принести месячный доход в размере 20%. Насколько нам известно, Толдот Йешурун — не настолько успешная организация, чтобы приносить доходы такого размера, соответственно, полагаться на договор этер-иска в данном случае не предоставляется возможным.

Какое же решение было использовано? Как было сказано, проблема заключается в том, что приобретение билетов заранее по более низкой цене рассматривается как ссуда. Но эта проблема существует, только если понятно, что организация делает скидку на билеты, проданные заранее, чтобы получить деньги заранее. В нашем случае цель скидки — не в том, чтобы заранее получить деньги, а в том, чтобы стимулировать людей зарезервировать место заранее; таким образом, организация получит реальную картину: сколько людей будут участвовать в мероприятии. Это даст возможность лучше подготовиться к мероприятию (на сколько мест подготовить зал, сколько порций заказать и т.п.). В этом случае не существует проблемы рибит (респонс «Брит Пинхас» 1:116).

Как же проверить, какова цель организации? Если организация делает скидку не только тем, кто оплачивает билет заранее, но и тем, кто просто заранее резервирует место, а оплату производит позже, это показывает, что цель скидки — не получить деньги заранее, а лучше подготовиться к мероприятию.

Поэтому по решению рава Бен-Циона Зильбера желающим попасть на День Торы Толдот Йешурун была предоставлена возможность заказать билет заранее по более низкой цене, а оплату произвести позже и некоторые посетители воспользовались этим на практике. 

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Тора и бизнес. Этер-иска — партнерство при займе

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Запрет Торы получать проценты прекрасно уживается с современной экономикой. Две стороны могут заключить между собой договор этер-иска , который позволяет получать плоды от прибыли и защищает от нарушения заповеди.

Как Б-г распределяет материальные блага?

Рав Реувен Куклин

Кто богат?

Тора и бизнес. Заповедь давать в долг

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.

О важности изучения Торы

Журнал «Мир Торы»

Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».