Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Непохож тот, кто изучал раздел Торы 100 раз, на того, кто изучил его 101 раз.»Вавилонский Талмуд, трактат «Хагига»

Раби Моше бар Исраэль Исерлис (Рамо) — один из величайших еврейских раввинов и законоучителей; автор книги Мапа («Скатерть»), ставшей интегральной частью кодекса Шульхан Арух. Раби Моше Исерлис зафиксировал традиции и основные отличия ашкеназской школы законоучителей, и в большинстве случаев конечный практический закон — Алаха — для ашкеназских евреев согласуется именно с мнением Рамо. Годы жизни: ок. 5290 — 5332 (ок. 1530-1572) гг.

Молодой мудрец

Раби Моше Исерлис родился в Кракове. Его отец р. Исраэль был известным богачом и одним из руководителей городской общины (фамильное прозвище Исерлис образовалось от слова Исройлес — т.е. «сын р. Исраэля»).

Изучал Тору у р. Шалома Шахно, возглавлявшего ешиву в г. Люблине. Впоследствии стал зятем своего наставника. Занимался также изучением кабалы, философии и астрономии.

Уже в молодые годы прославился как выдающийся знаток Торы. Вернувшись по окончании периода ученичества в Краков, был избран там даяном (судьей). В возрасте чуть более двадцати лет основал ешиву, привлекавшую множество учеников. После смерти родителей он получил значительное наследство и содержал учеников на свои средства.

В 5313 (1553) году р. Моше, не достигший еще двадцатипятилетнего возраста, был избран главным раввином Кракова. Его авторитет был очень высок: из многих ашкеназских общин, из Италии, Германии, Богемии и Моравии, обращались к нему за разрешением спорных вопросов. Его респонсы собраны в книге Тшувот а-Рамо («Ответы р. Моше Исерлиса»), впервые изданной в 5330 (1570) году.

В том же, 5330 (1570) году, в пражской типографии вышла в свет его книга Торат аОла (Закон жертвы всесожжения). В этой книге приводятся законы храмовых жертвоприношений, описывается устройство Храма и сообщаются размеры отдельных его частей, а также рассматривается ряд важнейших алахических проблем, связанных с философией и астрономией.

Р. Моше Исерлис состоял в постоянной переписке не только с духовными лидерами ашкеназских евреев р. Меиром Кацнельбогеном из Падуи и р. Шломо Лурией (Мааршалем), жившим в Люблине, но и с величайшим законоучителем своего времени р. Йосефом Каро, жившим в Цфате.

Рамо и Шульхан Арух

Подобно р. Йосефу Каро, р. Моше написал комментарий к кодексу еврейских законов Арбаа Турим, составленному двумя веками ранее в Испании р. Яаковом, сыном великого Роша. К приведенным в этом кодексе законам он добавил многочисленные псаки (законодательные решения), вынесенные раввинами Германии и Франции.

На основе этого комментария, названного Даркей Моше («Пути Моше»), он планировал составить сжатый и доступный для всех свод законов. Но его опередил р. Йосеф Каро — в 5325 (1565) году в венецианской типографии вышел в свет его краткий сборник законов Шульхан Арух («Накрытый стол»).

Когда в Польше появились первые оттиски этой великой книги, р. Моше Исерлис решил осуществить свой замысел в несколько иной форме, написав примечания и дополнения к тексту Шульхан Аруха. Он стремился сделать кодекс р. Йосефа Каро приемлемым для всех евреев диаспоры — ведь автор Шульхан Аруха исходил, в основном, из мнений законоучителей испанской школы, например, раби Альфаси (Рифа), Рамбама, не учитывая при этом традиций и обычаев, сложившихся в общинах Германии и Восточной Европы (Роша, чье мнение тоже учитывалось в Шульхан Арухе, можно отнести к ашкеназской школе, но он и его последователи были в явном меньшинстве).

Свой обновленный замысел Рамо изложил так: «Раби Йосеф Каро действительно “накрыл стол”, но проблема заключается в том, что расположенные на нем блюда не рассчитаны на евреев большинства европейских стран, так как в ашкеназских общинах в большинстве случаев руководствуются законами, которые отличаются от установленных р. Йосефом Каро… Многие алахические выводы в его книге не соответствуют позиции тех мудрецов, потомками которых мы являемся и чье мнение стало для нас решающим… Поэтому я счел необходимым записать на полях книги Шульхан Арух мнения этих законоучителей, чтобы изучающие этот труд знали, в каких вопросах точка зрения р. Йосефа Каро является спорной. И в тех случаях, когда мне было известно, что в наших общинах принято поступать иначе, чем рекомендует Шульхан Арух, я завершал изложение этого противоположного мнения словами “Поступай так!”

Книга дополнений, написанная р. Моше Исерлисом, была названа Мапа (“Скатерть”) — по образному выражению самого автора, он “как бы расстелил свою “скатерть” на “столе” р. Йосефа Каро.

В 5338 (1578) году в Кракове примечания Рамо были впервые изданы вместе с основным текстом Шульхан Аруха. В новом облике этот кодекс стал основным алахическим источником для всех еврейских общин: в тех случаях, когда мнения р. Йосефа Каро и р. Моше Исерлиса расходятся, ашкеназские евреи следуют решению последнего.

Раби Моше Исерлис как духовный лидер

Р. Моше возглавлял краковскую общину и ешиву в течение двух десятилетий, до дня смерти. Наиболее выдающимися из его учеников были духовные лидеры следующего поколения — р. Мордехай Яфе (Бааль Алевушим) и р. Йеошуа Фальк (Приша веДриша), а также р. Давид Ганз — выдающийся историк и астроном.

Рамо безвременно скончался в Лаг баОмер 5332 (1572) года, ему было сорок два года. На надгробном камне, установленном над его могилой, сохранилась надпись, свидетельствующая о величии и уникальности его вклада: “От Моше (Рамбама) и до Моше (Рамо) не было подобного Моше”.

Синагога, основанная им в Кракове, сохранилась до наших дней — ее так и называют «Бейт кнессет Рамо” (Синагога Рамо)


В этой главе — множество великих чудес, которые совершил Всевышний для евреев во время Исхода из Египта: и чудо с огненным столбом, который указывал народу путь в ночи, и наказание армии фараона, и великое чудо раскрытия вод Красного моря, и ман (манна) с неба. А кроме того, описываются первые стоянки евреев в пустыне, война с Амалеком и многое другое. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Бешалах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Соблюдать союз Авраама. Бешалах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей. Учитель должен постоянно учиться.

Недельная глава Бешалах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.