Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В будущем с развитием технологий нас ждет война роботов против людей?

Темы: Голем, Разум, Тора и наука, Свобода выбора, Предсказание, Время, Безопасность, Добро и Зло

Отложить Отложено

Добрый день. Сейчас модно говорить о том, что в будущем с развитием технологий нас ждет война роботов против людей. Что роботы, мол, станут продвинутыми настолько, что рано или поздно «осознают себя», а потом и идентифицируют человека как угрозу себе.

Скажите, с точки зрения иудаизма возможно, вообще, чтобы роботы получили сознание, чтобы у них была подлинная свобода воли, как у человека? Или это все сказки из отдела фантастики?

И еще: нет ли в иудаизме какого-то намека на то, что в истории мира будет момент, когда человек создаст робота и между ними возможен будет конфликт? Я так понимаю, что, если это действительно могло бы быть, то иудаизм об этом где-то бы намекнул, как о важном будущем событии, так? N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

В точности знать, что будет, может только Б-г или пророк, которому Б-г это будущее открыл. Особенно в области развития технологий, где многое из того, что сегодня стало былью, вчера даже в качестве сказки никому в голову не приходило.

Но Вы правильно подозреваете, что, даже если представить появление у машин и роботов какого-то сознания (что само по себе вопрос), это еще не будет означать появления у них свободы выбора.

Ведь разум и свобода выбора — это не одно и то же. Разум — способность понимать. Свобода выбора — способность решить и заставить себя действовать в соответствии с пониманием, а не с желанием. Делать то, что надо, а не то, что хочу. Такой способностью Б-г наделил только человека. Даже по мнению тех, кто считает, что изначально и змей обладал разумом и даром речи, свободой выбора он, тем не менее, не обладал.

Вот и машины ею обладать не будут. То есть, даже если они в теории что-то поймут, действовать они будут машинально, в соответствии со своим пониманием, а не по выбору. Поэтому, если они и будут представлять угрозу, то не как злые люди, а, скорее, как опасные дикие звери или стихийные бедствия.

Это еще не значит, что такой поворот событий невозможен — ведь дикие звери и стихийные бедствия действительно существуют. Но, как и со стихийными бедствиями, воевать с машинами и роботами на равных будет крайне сложно, а победить их — практически невозможно (по крайней мере, в таком духе представляют себе это фантасты).

Ведь вулкан или ураган невозможно «победить», от них можно только эвакуироваться. А от роботов и машин, которые не будут ограничены каким-то одним регионом, спасения не будет практически нигде. Только временно от них можно будет как-то укрыться, но, по большому счету, согласно самим фантастам, спастись можно будет лишь фантастическими же способами.

Например, самим людям, сражающимся с ними, надо будет обладать какими-то сверхъестественными способностями, быть того или иного рода суперменами, из тех, что выдумали фантасты. Или того круче: возвратиться во времени и изменить курс истории так, чтобы обретение роботами «сознания» изначально не произошло. Понятно, что и то, и другое — чистейшая фантастика. Особенно «временные петли», столь популярные среди фантастов. Такие сценарии никогда не стыкуются логически.

А применительно к войне роботов против людей «решение» подразумевает, что подобный поворот истории стал бы ее трагическим тупиком, потому лучше его вовсе избежать.

А поскольку ход истории определяет Б-г, Который создал человека с целью облагодетельствовать его, наполнить его жизнь смыслом и привести к какой-то позитивной цели, вряд ли Он повернет историю в таком направлении.

То же справедливо и в отношении большинства других антиутопий. Цель подобных произведений — обратить внимание на уже существующие в обществе проблемы или потенциальные угрозы. Но то, что Б-г фактически направит историю по такому руслу, маловероятно. По крайней мере, если естественного выхода из ужасной ситуации нет.

(В отличие, скажем, от тоталитарных режимов и мировых войн, которые тоже в какой-то мере предчувствовали некоторые авторы, например, Достоевский в «Бесах». К подобному состоянию мир пришел, но и выйти из него мог без помощи каких-либо суперменов или игр со временем).

А направит Б-г историю в русло борьбы с человеческим злом, совершаемым по выбору или по неведению. С ним должно сражаться человеческое же добро, с Б-жьей помощью: либо наказать, если оно зло по выбору, либо просветить, если оно по неведению. Так или иначе, рассеять тьму и распространить свет. На каждом этапе истории по-своему, а в конечном итоге — полностью и повсеместно.

Мы связываем это будущее с приходом Машиаха, о котором в Торе действительно много пророчеств. Этого и будем с нетерпением ждать.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Происхождение жизни

Доктор Джеральд Шредер

Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?

Недельная глава Ки теце

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Понятие времени в свете толкования традиционных текстов

Рав Мордехай Кульвянский

Впервые слово «время» (зман) появляется в Танахе в книге «Коэлет»: «Для всего есть время, для каждой вещи — срок под Небесами». Достойно удивления, что все пять книг Торы, книги пророков, псалмы, Ийов, Хроники (!) обходились без слова «время». Конечно, есть годы, месяцы, дни и ночи и даже часы, связанные с движением светил, а понятие времени — только в «Коэлет». Несомненно, это великая новость, осознать которую нам мешает только то, что мы уже давно живем в мире, в котором это слово сказано.

Можно ли развить интеллектуальные способности?

Рав Яков Шуб

Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...


Аарон — родной брат Моше Рабейну. Великий мыслитель, пророк, первый в ряду первосвященников Храма, прямой предок всех священников-коэнов. Вместе с Моше сыграл ключевую роль в еврейской истории — при Исходе из Египта и за сорок лет блуждания по пустыне. Читать дальше