Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Характер испытания и степень его трудности могут быть вне контроля человека, не в его власти. Но победа или поражение в нем — полностью в его руках.»Рав Акива Татц, книга «Живи и выбирай»

Чем отличается душа от духа?

Темы: Понятия и термины Иудаизма, Душа, Дух, Рав Эльяким Залкинд, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Доброго времени суток, уважаемые раввины, не могли бы Вы объяснить, чем отличается душа от духа? С.

P.S. Спасибо за предыдущие ответы.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый С.,

Чем отличается душа от духа?

Вы затронули одну из тех тем, в которой понятиям нашей Традиции нет соответствий среди понятий другой культуры. Тут нельзя перевести, можно только описать. Согласно нашей Традиции, существует несколько ступеней, уровней души человека, которых в большей или меньшей степени он может достичь в своем духовном росте. Три из этих ступеней называются нэфеш, руах, нэшама.

Нэфеш — нижняя ступень, называемая обычно «душой», она облекается в тело и связана с собственно жизненной силой человека, «оживляющей» тело. Она соединяет духовную сторону человека (то, что в целом принято называть «душой») с материальной, с телом. С ней связаны все ощущения и стремления человека, соприкасающиеся с телесной сферой.

Следующая ступень — руах, в переводе, как правило, — «дух», так как эта ступень связана с дыханием, движением, а в духовном плане — с эмоциями, индивидуальными человеческими качествами и складом. Исправление и очищение качеств этих двух первых ступеней души — основная работа человека над собой.

Третья, еще более высокая ступень — нэшама, что также обычно переводится как «душа». Ее сфера — мышление, постижение мудрости, озарение внутреннего мира человека стремлением к высшему (тому, что выше, чем просто возвышенные эмоции), к пониманию себя, целей и задач человека, к служению.

Есть и еще более высокие ступени души, со своими именами, но их проявление в человеке обусловлено очищением и достижением цельности трех первых и основных для работы человека уровней.

Всё это — лишь в нескольких словах, так как, в действительности, эта тема очень глубока и многопланова, поскольку рассматривает самую суть человека. Ведь, как известно, человек — это не тело, а присущая ему духовность. Тело же — лишь оболочка, которой, в конце концов, как сменной одежде, суждено быть снятой и оставленной в этом мире, а душа человека — сам человек — отправится дальше по своему пути.

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме


Раби Ашер бар Йехиэль вошел в историю под прозвищем «Рош». И не зря: на иврите «рош» — это одновременно и «голова», и «глава-руководитель». Рабейну Ашер был величайшим мудрецом и главой поколения. Ему довелось жить и в Германии, и в Испании, и везде евреи считали Роша своим главой и учителем. На основе трудов и постановлений Роша его сын и ученик составил кодекс законов, который позже стал основой для Шульхан Аруха. Читать дальше