Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как евреям следует относиться к нынешним событиям в Египте?

Темы: Политика, Молитва, Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Уважаемый раввин, как евреям следует относиться к нынешним событиям в Египте? С одной стороны, нынешний президент Мубарак является довольно авторитарным лидером, который подавлял целый ряд свобод в стране. С другой, возможная альтернатива еще хуже — исламисты типа «Мусульманских братьев».

Можно ли, например, молиться о смене власти в Египте, или, наоборот, о сохранении нынешнего режима? Как Тора относится к насильственной смене власти и к «голосу народа», демонстрациям, как таковым? Насколько лидер страны или общины должен прислушиваться к протестным настроениям? Какой духовный урок мы можем извлечь из происходящего?

С уважением, Барух Фельдман

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Барух!

Давайте подумаем, что будет лучше для безопасности евреев Египта? Что лучше для безопасности евреев в Израиле и во всём мире? Стабильности в мире? Не берусь говорить, кто лучше для Египта, Хосни Мубарак или, например, Омар Сулейман. Но определённо нынешний режим или подобный ему лучше для евреев, для всего мира, чем приход к власти исламских экстремистов. Да и для жителей Египта, пожалуй, тоже.

Мы в таком положении, что приходится быть «умными» — желать из двух зол меньшего. Я далёк от того, чтобы сравнивать Мубарака со Сталиным. Но вспоминаю слова дедушки, сказанные во время Второй мировой войны. Мне передал их отец зацал: «Смотри, Б-г, в какой беде мы находимся! Мы знаем, кто такой Сталин, и мы молимся и должны молиться за его победу в войне!».

Конечно, мудрый руководитель должен считаться с мнением народа, тогда народ его принимает и он остаётся руководителем. Приведём пример из Млахим I, 12. После смерти царя Шломо народ пришёл к его сыну Рехаваму с требованием облегчить «тяжкое бремя, которое твой отец возложил на нас». Рехавам посоветовался со старейшинами, которые были с его отцом, и они рекомендовали выполнить требование. Когда же царь Рехавам не захотел прислушаться к этому мудрому совету, а, посовещавшись с молодыми, своими сверстниками, категорически отверг требование народа, большинство народа отошло от него и поставили другого царя, Йаровама, который стал царствовать над десятью коленами.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Читайте: Евреи в Египте.

Материалы по теме