Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рав Реувен Пятигорский

БлОготворительность

Об авторе Написать напрямую Все записи автора списком

Мы не рабы? Рабы не мы?

07 июня 2013, 06:50

Отложить Отложено

О рабстве говорят не только на Песах. Вот и сегодня, перед полосой летних постов, – самое время.

Но сначала о тюрьме.

Помню, приезжал в Россию Рейган. И оба начальника – русский и американский – дали одно на все континенты интервью. Центральным был вопрос о еврейских отказниках, людях, которых Советы не отпускали в Израиль. (Я как раз родом из этих отказников, так получилось.)

Итак, Советы не отпускали их в Израиль. Ситуация чисто древне-египетская.

Я тут вчера, так получилось, говорил по телефону с одним российском сановником (отдельная история).

Он сказал, что у них "в верхах" ходит такая байка. Будто бы в конце 1981 году Бобков, Филипп Денисович, руководитель 5-го Управления КГБ (защита конституционного строя, или другими словами – борьба с антисоветскими элементами), подал "наверх" записку с предложением отпустить всех евреев, желающих эмигрировать, а заодно вообще всех, кто хочет уехать за границу. Серьезных возражений это предложение, что удивительно, ни у кого в правительстве не вызвало – кроме одного человека, и на нем все закончилось. Это был Суслов, Михаил Андреевич (отвечал в Политбюро за идеологию). Он против этого предложения встал намертво.

И я бы об этом нелепом эпизоде не рассказывал, если б не одна пикантная деталь: почему-то и поныне там считают, что прими они тогда это предложение и открой свои ворота на Запад – мол, Советский Союз стоял бы и поныне.

Ну да не в этом дело. А в том, что, когда Рейган и Горбачев появились на экране и стали вести якобы диалог, мы приготовились между строк узнать что-нибудь про себя. Американец спросил, почему не отпускают евреев. Русский возразил: вы ведь тоже не всех впускаете в свою страну!

И победоносно посмотрел на собеседника.

Большей нестандартности я в своей жизни не встречал. Но самое удивительно, что американец от такого выпада даже как-то растерялся. Он не сказал ясно и четко, что не впускать к себе и не выпускать от себя – не одно и то же. Не впускать к себе – это означает, держать оборону, осаду, защищаться, стоять как крепость. А не выпускать от себя – означает, быть тюрьмой.

Об этом и разговор сегодня. Не впускать к себе – неотъемлемое право на жилье и жилище. "Мой дом – моя крепость". Кого хочу – того и впускаю. А если не впускают того, кто имеет тут право жить, – то это уже грабеж, совсем другая статья.

В то время как не выпускать от себя – это называется тюрьмой, острогом, кутузкой.

Египет во времена Моше и Аарона был тюрьмой. Говорят, даже для египтян. Россия периода "перестройки" была огромным казематом, одной на всех зоной. И мы, жители этой зоны, боролись за свое освобождение, уход, Исход.

Но с рабством чуть сложней. Раб отличается от узника тем, что он тяжело и подневольно, насильно работает. Узник может быть не рабом, но раб, как правило, это еще и заключенный. Убежал бы, да не дают. А если рассмотреть такой вид рабства, когда ворота, вроде бы, открыты, но бежать все равно некуда (пустыня вокруг или страшные обстоятельства – болезнь там, полицейский надзор, угрозы от власти или просто бандитов) – то это все равно тюремное рабство.

По большому счету можно сказать так: человек работает на нелюбимой работе (ибо другого заработка нет) – рабство; живет вместе с ненавистным супругом под одной крышей (ибо уйти некуда) – рабство; выполняет ту роль, которая ему ненавистна (но поменять личину ему не по силам) – неволя, да еще какая!

Поэтому: муж, унижающий свою жену, которая привязана к детям, – тюремщик[1]! Учитель, издевающийся над детьми, которые не могут не ходить к нему в школу, – тюремщик[2]! Начальник, помыкающий своими подчиненными – чистый фараон, т.е. тюремщик и рабовладелец в одном лице!

С рабством можно бороться, можно смириться, можно даже его не замечать. Но к тюрьме привыкнуть нельзя. Рабство – это подчас сама природа человека (через себя не перепрыгнешь), но тюрьма – антиприродна, она невыносима. И нужно здорово переделать и почти переломать свою психику, чтобы начать считать тюрьму своим домом.

Понятно, что крепкие личности и в заключении продолжают владеть собой, не теряют человеческого лица, не опускаются до уровня окружающего, извините, быдла. Ты умираешь, но ты все еще человек. То же самое в рабстве.

Не буду говорить, что евреи не только не признали Египет своим домом, но и с рабством не смирились.

Вот и вся сегодняшняя тема.

Вопрос "на засыпку". А как назвать ситуацию, когда нас пригласили к себе в дом, приютили – и могут отпустить, но наших друзей к нам снаружи не впускают? Например, приехала молодежь в некую страну, поселилась в некоем кибуце (это такое слово), а им в нем говорят: всякую глупость за религию из головы выкиньте. У нас, мол, ни разу за 80 тысяч лет существования кибуца на его территорию не ступала нога раввина. А не нравится – можете "собирать манатки".

Имеют право так сказать? – Имеют. Такое условие проживания. Кому не по нраву – те свободны.

А вопрос такой: имеют ли право эти молодые люди под покровом ночи провести к себе раввина и сидеть с ним и учиться до утра, закрыв ставни и беседуя вполголоса?

Таким подпольным раввином в 2005 году был небезызвестный рав Ш.Г. Правда, он от всего отпирается – и даже вроде бы жене о том постыдном случае своей жизни не рассказывает[3]. Почему постыдном? А как же! Ведь прийти в чужой дом (чужую крепость) – значит, нарушить право на жилище, или как оно там называется.

 



[1] А если он еще заставляет ее работать по дому, не помогая ей или, например, держа на жестком "экономическом поводке", то он еще и рабовладелец.

[2] А если он еще заставляет их выполнять какие-нибудь бестолковые работы (например, стоять во время "выговора" по стойке смирно), то он еще и рабовладелец.

[3] Мне об этом недавно поведали его ученики на семинаре, который регулярно проводится в Ульпане, что на краю Гедеры, в месте под названием "Кфар Элияу", правый поворот на шоссе с юга в Тель-Авив, метров сто от Цомет-Гедера, где автобусы сворачивают в сторону Иерусалима.

Теги: Темы Торы