Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Разрешена ли торговля в Субботу?

Отвечает Рав Натан Агрес

Душа общества

Рав Реувен Пятигорский

Во времена Ноаха люди были вегетарианцами?

Отвечает Рав Меир Мучник

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Благословение на дурную и добрую весть

Отвечает Рав Зеев Урман

Мы не рабы? Рабы не мы?

07 июня 2013, 06:50

Отложить Отложено

О рабстве говорят не только на Песах. Вот и сегодня, перед полосой летних постов, – самое время.

Но сначала о тюрьме.

Помню, приезжал в Россию Рейган. И оба начальника – русский и американский – дали одно на все континенты интервью. Центральным был вопрос о еврейских отказниках, людях, которых Советы не отпускали в Израиль. (Я как раз родом из этих отказников, так получилось.)

Итак, Советы не отпускали их в Израиль. Ситуация чисто древне-египетская.

Я тут вчера, так получилось, говорил по телефону с одним российском сановником (отдельная история).

Он сказал, что у них "в верхах" ходит такая байка. Будто бы в конце 1981 году Бобков, Филипп Денисович, руководитель 5-го Управления КГБ (защита конституционного строя, или другими словами – борьба с антисоветскими элементами), подал "наверх" записку с предложением отпустить всех евреев, желающих эмигрировать, а заодно вообще всех, кто хочет уехать за границу. Серьезных возражений это предложение, что удивительно, ни у кого в правительстве не вызвало – кроме одного человека, и на нем все закончилось. Это был Суслов, Михаил Андреевич (отвечал в Политбюро за идеологию). Он против этого предложения встал намертво.

И я бы об этом нелепом эпизоде не рассказывал, если б не одна пикантная деталь: почему-то и поныне там считают, что прими они тогда это предложение и открой свои ворота на Запад – мол, Советский Союз стоял бы и поныне.

Ну да не в этом дело. А в том, что, когда Рейган и Горбачев появились на экране и стали вести якобы диалог, мы приготовились между строк узнать что-нибудь про себя. Американец спросил, почему не отпускают евреев. Русский возразил: вы ведь тоже не всех впускаете в свою страну!

И победоносно посмотрел на собеседника.

Большей нестандартности я в своей жизни не встречал. Но самое удивительно, что американец от такого выпада даже как-то растерялся. Он не сказал ясно и четко, что не впускать к себе и не выпускать от себя – не одно и то же. Не впускать к себе – это означает, держать оборону, осаду, защищаться, стоять как крепость. А не выпускать от себя – означает, быть тюрьмой.

Об этом и разговор сегодня. Не впускать к себе – неотъемлемое право на жилье и жилище. "Мой дом – моя крепость". Кого хочу – того и впускаю. А если не впускают того, кто имеет тут право жить, – то это уже грабеж, совсем другая статья.

В то время как не выпускать от себя – это называется тюрьмой, острогом, кутузкой.

Египет во времена Моше и Аарона был тюрьмой. Говорят, даже для египтян. Россия периода "перестройки" была огромным казематом, одной на всех зоной. И мы, жители этой зоны, боролись за свое освобождение, уход, Исход.

Но с рабством чуть сложней. Раб отличается от узника тем, что он тяжело и подневольно, насильно работает. Узник может быть не рабом, но раб, как правило, это еще и заключенный. Убежал бы, да не дают. А если рассмотреть такой вид рабства, когда ворота, вроде бы, открыты, но бежать все равно некуда (пустыня вокруг или страшные обстоятельства – болезнь там, полицейский надзор, угрозы от власти или просто бандитов) – то это все равно тюремное рабство.

По большому счету можно сказать так: человек работает на нелюбимой работе (ибо другого заработка нет) – рабство; живет вместе с ненавистным супругом под одной крышей (ибо уйти некуда) – рабство; выполняет ту роль, которая ему ненавистна (но поменять личину ему не по силам) – неволя, да еще какая!

Поэтому: муж, унижающий свою жену, которая привязана к детям, – тюремщик[1]! Учитель, издевающийся над детьми, которые не могут не ходить к нему в школу, – тюремщик[2]! Начальник, помыкающий своими подчиненными – чистый фараон, т.е. тюремщик и рабовладелец в одном лице!

С рабством можно бороться, можно смириться, можно даже его не замечать. Но к тюрьме привыкнуть нельзя. Рабство – это подчас сама природа человека (через себя не перепрыгнешь), но тюрьма – антиприродна, она невыносима. И нужно здорово переделать и почти переломать свою психику, чтобы начать считать тюрьму своим домом.

Понятно, что крепкие личности и в заключении продолжают владеть собой, не теряют человеческого лица, не опускаются до уровня окружающего, извините, быдла. Ты умираешь, но ты все еще человек. То же самое в рабстве.

Не буду говорить, что евреи не только не признали Египет своим домом, но и с рабством не смирились.

Вот и вся сегодняшняя тема.

Вопрос "на засыпку". А как назвать ситуацию, когда нас пригласили к себе в дом, приютили – и могут отпустить, но наших друзей к нам снаружи не впускают? Например, приехала молодежь в некую страну, поселилась в некоем кибуце (это такое слово), а им в нем говорят: всякую глупость за религию из головы выкиньте. У нас, мол, ни разу за 80 тысяч лет существования кибуца на его территорию не ступала нога раввина. А не нравится – можете "собирать манатки".

Имеют право так сказать? – Имеют. Такое условие проживания. Кому не по нраву – те свободны.

А вопрос такой: имеют ли право эти молодые люди под покровом ночи провести к себе раввина и сидеть с ним и учиться до утра, закрыв ставни и беседуя вполголоса?

Таким подпольным раввином в 2005 году был небезызвестный рав Ш.Г. Правда, он от всего отпирается – и даже вроде бы жене о том постыдном случае своей жизни не рассказывает[3]. Почему постыдном? А как же! Ведь прийти в чужой дом (чужую крепость) – значит, нарушить право на жилище, или как оно там называется.

 



[1] А если он еще заставляет ее работать по дому, не помогая ей или, например, держа на жестком "экономическом поводке", то он еще и рабовладелец.

[2] А если он еще заставляет их выполнять какие-нибудь бестолковые работы (например, стоять во время "выговора" по стойке смирно), то он еще и рабовладелец.

[3] Мне об этом недавно поведали его ученики на семинаре, который регулярно проводится в Ульпане, что на краю Гедеры, в месте под названием "Кфар Элияу", правый поворот на шоссе с юга в Тель-Авив, метров сто от Цомет-Гедера, где автобусы сворачивают в сторону Иерусалима.

Теги: Темы Торы

Оставить комментарий

26 комментариев

antikoifer, 07-06-2013 16:41:44

у меня была такая ситуация много лет назад (90 всем памятный год...).
кибуц (не скажу какой -там далеко не все были подонки,многих вспоминаю с теплом) такам (левый,не-религиозный) .
програма "первый дом на родине". иракские ракеты. вопрос в столовой про кашрут. кибуцники переглянулись...поездка на семинар в Иерусалим с Равом Ицхаком...когда мы расставались Рав сказал : советую вам ни в коем случае пока не говорить в кибуце о религии,пока не найдем вам другого места. я не очень понял.очень скоро понял : начались проблемы : ребенок плохо себя ведет в садике-исключили...это значит жена в ульпан ходить не может...намеки : "вы конечно можете остаться до конва контракта" ...
короче мы сами попросились уехать.комунист везде коммунист...но был интересный эпизод : я вернулся в кибуц закрыть платеж, уже в кипе. бывший сосед мерзко захикикал.а вот другой кибуцник спросил : ты Тору учишь ? -нет...я пока только молюсь. ты обязан учить Тору заявил кибуцник-хилони,иначе те не настоящий религиозный...
можно ли тайно учиться в светском кибуце ? возможно. но зачем ? мы переехали в религиозный мошав и там я получил синагогу,уроки,дружелюбных и праведных (в основном ) "мароканцев" за меньшие деньги.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 09-06-2013 01:57:29

Спасибо, очень интересно.
Так и рав Г. приезжал - только чтобы начать, а дальше они сами шли.

ответить         Ссылка на комментарий
antikoifer, 10-06-2013 00:35:19

светский кибуц -это ловушка и мясорубка ,которая загубила немало душ . известны воспоминания сефардской религиозной (а другой у них и не было...) молодежи ,которую там "абсорбировали" ...
среди "русских" в кибуце был еще один парень с "религиозным посылом" -над ним просто стали смеяться и он "затих"...
мне повезло - Б-Г меня вывел на Рава...
светских кибуцников я потом встречал в армии и по работе, были подонки , были и нормальные люди, я старался держаться от них подальше...
кибуц ,пожалуй да -ловушка.когда нас "исключали" , другие русские от страха деже боялись к нам подходить и разговаривать...
нам с женой это было забавно,к счастью Б-Г немерено наделил нас упрямством и самостоятельностью.
наверно, я необьективен и до сих пор не могу простить большевицкого стиля товарищей из кибуца...

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 10-06-2013 20:13:57

Да, но что же это такие за кибуцы? Это просто какие-то островки социализма?

ответить         Ссылка на комментарий
antikoifer, 11-06-2013 02:16:44

живут люди в деревне,в основном дети переживших Катастрофу , поляков,голландцев,немцев ,румынов ит.д. есть "примкнувшие к ним" сефарды. помню была женщина из Алжира , жена офицера (полковника в отставке) , ашкеназа, которая единственная позволяла себе говорить "слава Б-ГУ"...все живут в похожих домиках,едят вместе в столовой (в Шабес все принаряжались, давали мясо,рыбу ,вкусный салат...).работают : есть плантации апельсин,есть фабрика,комбайны,машины,училки в школах...зарплаты нет,но есть на карманные
расходы. есть доброволцы и доброволки со всего мира, прицут. синагоги нет. таким я заполнил кибуц. не претендую на обьективность
т.к. их гбшный стиль помню до сих пор... говорят сегодня многое изменилось.

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 07-06-2013 18:05:49

Есть анекдот тех времен, когда Брежнев у Суслова спрашивает - слушай, а сколько у нас в стране евреев? Тот лоб наморщил - Миллиона три, говорит. А сколько захотят уехать, если отпустим? Суслов еще сильнее лоб наморщил - Миллионов 15-20, отвечает! )

ответить         Ссылка на комментарий
yaelismay, 09-06-2013 09:02:38

По-моему, решение зависит от ответов на два вопроса. 1- были у людей, поселившихся в кибуце, другие варианты выбора, места, где можно учить тору? 2- были ли они информированы , что, выбирая кибуц, они должны "выкинуть всякую глупость насчет религии" ? Если хотя бы один ответ отрицательный, то у людей нет выбора, или они выбирают, не имея нужной информации. В обоих случаях, люди попадают в ловушку, находятся не дома и не в гостях, а в клетке. Вместо решеток - отсутствие приемлемых альтернатив. Тогда приглашение раввина вполне оправдано, как поиск выхода из расставленной ловушки.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 09-06-2013 14:51:12

В принципе, вы правы. Впрочем, условия там, скорее всего, не были такими резкими. Возможно, если бы они попросили руководство кибуца разрешение пригласить к себе раввина - то получили бы не только решительный отказ, но и предложение покинуть кибуц. Мол, съезжайте и приглашайте к себе - но не у нас - кого хотите. Но если люди не могли бы легко съехать (долги за жилье и пр. экономические трудности), то это, действительно, ловушка.

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 10-06-2013 09:32:07

Если случай постыдный - то не лашон ли это ара? Кстати, коммунистический или еще какой-то там уклон евреев из кибуца не делает их неевреями, а, значит, законы лашон-ара верны и в отношении них?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 10-06-2013 17:41:51

Ну, если по закону, то нет строгости лашон-ара по отношению к койферу.

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 10-06-2013 20:07:45

Ну тогда все хорошо, а то я испугался.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 10-06-2013 20:09:20

Ой, будто не знали.))

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 10-06-2013 20:19:35

Нет, не знал, зато теперь знаю кто такие койфер беикор. Но, что-то смутно припоминаю, что по отношению к людям, отрицающим Тору не действуют некоторые запреты и законы... Наверное, как и к людям, сознательно исключившим себя из еврейского народа?

ответить         Ссылка на комментарий
antikoifer, 10-06-2013 13:33:12

одно дело когда ты молод,образован, амбициозен,с легкостью выучиваешь язык ( в этом у кибуца нет конкурентов !) и иметь Рава,который запросто мог предложить жить у него и отдать все свои деньги...
но были люди,которых возраст поджимал ,язык не шел, а им в кибуце дали работу ,жилье и внушали ,как зомби,что без кибуца они пропадут (в мошаве марокканцы мне поведали ,что они-кибуцники "цепляли" и сефардов, заставляя перстать соблюдать.
ловушка.

возможно приглашение рава в кибуц напоминает советские "кухонные уроки" в тайне от чекистов ?
в которых я никогда не учавствовал и даже не знал...
зашел я как то пацаном в синагогу на Архиповке. был видимо Пурим ,читали мегилу .сидели "странные" люди в кепках и время от времени били крышками "парт". "дурдом" полный -подумал я и снова выскочил крутить "меадринные" хороводы во дворе под песни "дойдем до красного (?) моря"...
давно это было...

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 10-06-2013 17:43:38

Могли бы подойти ко мне. По душам бы поговорили.))

ответить         Ссылка на комментарий
antikoifer, 11-06-2013 02:36:40

так не все потеряно,рав Реувен,какие наши годы...

год был ( по их отсчету) 1980...сколько мне было тогда ? лет 16-17 , как вчера...
мне там дали книжку-календарь : с просьбой молиться за правительство СССР ,"оплот мира во всем мире"...но там были даты "Песах,
иом Кипур ,который я стал соблюдать. но в синагоге я не задержался ,слишком манила "меадринная" молодежная тусовка во дворе.
говорили : полно стукачей, меня не трогали ,ни в школе,ни в институте. я потом таки там доплясался до...женитьбы : жена была с подругой.я привязался требуя телефон,жена телефон не дала ,а подруга дала. помню, жена ее строго отчитывала : как можно дать телефон незнакомому и нетрезвому человеку . права была, как всегда...
уже перед отьездом в 90 я зашел на Архиповку, уже нормально на Иом Кипур . приехал на метро... простоял там весь пост,уже были мужики -ешиботники в талитах. говорили о Израиле и Иракской войне. но это уже совсем другая история... клево

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 11-06-2013 08:50:37

1980 год? Я уже сидел в глухом отказе.
Но на Архипова было постоянное место. Правда, в малом зале.

ответить         Ссылка на комментарий
antikoifer, 11-06-2013 13:24:21

Савелия Крамарова покойного помните ?
редакцию газеты "советский спорт" ?
равин Ш.давал драшу "Ам а сефер"...
Иом Кипур..даже в шофар потом подудели .
в отказе я слава Б-ГУ не сидел.
мне предлагали после института устроиться на практику в номенклатурную больницу,но хитрый я уже тогда мечтал "об загранице" и резонно предпочел обычную городскую...
про "малый зал" я даже не знал...
я вообще не был знаком ни с одним "досом" в СССР . когда я стал возиться со светом в (слиха) туалете в синагоге в Кипур и мужик в талите не меня зацыкал ,я не понял,чего он ? я же не ем !
на праздники мы гордо отказались от вкусной свинины (кашрут !) и ели...кролика...да и курицы были не "бадац хеда харедит"...
"пленные дети" решили бежать.
а многие и здесь в плену...за 10 заборами. и с пулеметчиком ("есть будущее") на вышке...

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 11-06-2013 16:19:59

Савелия Крам. знал. Редакцию и раввина Ш. знаю до сих пор. Вид у нас тогда был не досский. Всего-то кипа. Учили Гемару и прочее. Соблюдали на полную катушку - но в известных границах, не нами очерченных.

ответить         Ссылка на комментарий
antikoifer, 12-06-2013 02:32:32

я всегда в совке был очень осторожен ,поэтому : не состоял,не учавствовал,не подписывал,не "не-подписывал", не тусовался ни с коммуняками ,ни с с "антiсоветчиками"...
на Архиповку бегал часто,но слава Б-ГУ не засветился.
что касается изучения Торы и мицвот -резонно полагал,что в Израиле с этим будет проще.
но ваш путь уважаю.
Шкоях рав Реувен !

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 12-06-2013 09:14:01

Оригинальный подход. Ходить в синагогу или на уроки по Торе - тусоваться?! Но все равно приятно, что вы уважаете путь тех, кто вернулся к Торе.))
Кстати, у нас не говорили Архиповка; а заодно Израиловка, синагоговка и пр. Может, из-за того, что мы не жили в провинции?))

ответить         Ссылка на комментарий
antikoifer, 13-06-2013 01:22:54

с соблюдающими евреями я в совке вообще не был знаком, а избегал не их ,а антисоветскую тусовку.
отказников я уважаю .
"архиповка" ? да, мы (московские провинциалы ) так ее называли.
"израиловка" -это не мой лексикон...

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 13-06-2013 08:49:51

архиповку слышу первый раз. И не скажу, что мне это приятно.
Там мы молились, справляли праздники и часто учились.
Слова тусовка у нас тоже не было. Как и самой тусовки. Жалко было время. Да и сейчас жалко.

ответить         Ссылка на комментарий
antikoifer, 13-06-2013 09:17:35

я вас опять нервирую рав Реувен...
слиха и мехила
дело происходило в "хоральной московской синагоге" на ул. Архипова

пойду в синагоговку
а вечером в ешиваевку...

всего Вам хорошегода

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 13-06-2013 12:28:54

Все в порядке. Мы слишком давно друг друга знаем, чтобы нервничать.))
Успеха вам в лимудовке.))

ответить         Ссылка на комментарий
antikoifer, 14-06-2013 00:14:29

Комментарий на стадии модерирования

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий