Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Вообрази себя канатоходцем над пропастью. Как сохранить равновесие? Едва твоё тело потянет в одну сторону, тянись в другую»Раби Исроэль из Рижина

ТЕ, КТО НЕДОСТАТОЧНО ПОДДЕРЖИВАЮТ ИЗУЧЕНИЕ ТОРЫ, НЕ СМОГУТ УДЕРЖАТЬ СВОЕ БОГАТСТВО В РУКАХ…

(из книги Хофец Хаима «Тора Ор», глава 11)

Вот что говорится в Мидраше Танхума (глава Рэе): «Отделяй, отделяй десятину» (Дварим, 14:22); «отделяй» — чтобы разбогатеть[1], «отделяй» — чтобы не обеднеть, — в этом намек людям, занимающимся бизнесом, чтобы отделяли десятую долю в пользу тех, кто усердно изучает Тору.

После этих слов нам легче будет понять удивительное, ранее не виданное явление: даже те, кого Вс-вышний благословил большим богатством, не могут удержать его у себя надолго, не могут оставить приличное наследство детям и внукам. И даже сами зачастую не могут пользоваться своим достатком до конца жизни. И это случается не только с теми, кто разбогател неправыми путями, нарушая Субботу или взимая проценты со своих братьев, нарушая тем самым запрет «рибит», и т.п., но и с честными, порядочными людьми, которые следуют путями Торы.

На самом деле причина в том, что уже упомянуто выше — «отделяй», чтобы не обеднеть: беда в том, что хоть они и дают цдаку, и совершают добрые дела — тем не менее, делают это недостаточно относительно уровня своего богатства.

Пример тому мы находим в Талмуде (Гитин 56а и Ктубот 66б, изложение сокращено), который повествует о дочери Накдимона Бен Гурион. Накдимон был одним из трех самых богатых людей Иерусалима, и очень много жертвовал на благотворительность, и, тем не менее, впоследствии его дочери пришлось выбирать зерна ячменя из конского навоза. Рассказывается, как раббан Йоханан бен Заккай застал ее за этим занятием, и она обратилась к нему за помощью.

— Кто ты? — спросил он.

— Я — дочь Накдимона Бен Гурион.

— Дочь моя, — удивился рав, — а куда же ушло все богатство твоего отца?

— Как говорят иерусалимцы, — ответила она, — «хочешь засолить (в смысле, сохранить) свое богатство — отдай часть его». Рабби, — обратилась к нему женщина, — ты помнишь, как подписывал мою ктубу (брачный договор)?

Раббан Йоханан повернулся к ученикам и сказал:

— Помню ли я? Ведь я не только подписывал ее ктубу, но и зачитывал из нее: миллион золотых динаров обязался дать твой отец, и это еще не считая тех денег, которые давал отец жениха!

Гмара спрашивает — но как же это могло случиться, разве Накдимон бен Гурион не давал денег на благотворительность? Ведь это о нем рассказывают, как всюду, где ступала его нога, когда он шел в Дом Учения, стелили роскошные ковры из белой шерсти, а бедняки забирали их, как только он прошел? И отвечает — все это верно, однако относительно его возможностей — того, что он делал, было недостаточно.

Теперь, пожалуйста, вдумайтесь: речь идет об одном из великих праведников, которые сумели остановить солнце — таких за всю историю было только трое: Моше, Йеошуа и Накдимон бен Гурион! (См. Таанит 20а). Кроме того, ведь он славился своей благотворительностью, и, несмотря на это, никакие его заслуги не помогли его дочери, так как он не сделал всего того[2], что от него ожидалось. Что же тогда говорить о простых людях нашего поколения?

Есть и в Торе намек на эту мысль: написано «Не жалей, когда даешь ему — бедняку, ведь за это благословит тебя Всевышний, Б-г твой» (Дварим 15:10). А из «да» можно понять и «нет», то есть, из того, что сказано, что в случае, когда ты делишься с бедным, ты удостоишься благословения, можно понять, что будет в противном случае. В частности, о десятине написано у пророка Малахи (3:9): «Страдаете от проклятия, и продолжаете обкрадывать Меня».

Тем более вышесказанное относится к тем, кто недостаточно поддерживает изучение Торы, ведь по их поводу в Торе есть ясно выраженное проклятие «арур», как написано: «Проклят тот, кто не осуществит слова этой Торы, чтобы выполнять их, и ответил весь народ: Амен» (Дварим 27:26). Сифри поясняет, что речь идет о тех, кто недостаточно поддерживает Тору. И ведь известно, что «арур» включает в себя и проклятие, и анафему.


[1] В оригинале слова «отделять десятину» и «разбогатеть» на письме выглядят однокоренными.

[2] В вопросах благотворительности.

 


В этой недельной главе повествуется о приобретении Авраамом легендарной пещеры Махпела в Хевроне, погребении праведницы Сары, сватовстве Ицхака и Ривки. Читать дальше

Недельная глава Хаей Сара

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.

Разъяснение смысла выражений «и скончался», «и умер», «и присоединился к народу»

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.

Жизнь, шидух и похороны. Хаей Сара

Рав Бенцион Зильбер

Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

На тему недельной главы. Хаей Сара

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».

На тему недельной главы. Хаей Сара 2

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.

Избранные комментарии к недельной главе Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.