Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как можно есть жирное мясо во славу Небес?!

Темы: Аскетизм, Еда, Рав Менахем Эпель

Отложить Отложено

Шалом! Написано: «Реб Мендл Футерфас говорил от имени ребе Рашаба: бывает, что человек довольствуется сухарями из корыстных соображений. Случается и обратное: человек может есть жирное мясо во славу Небес». (Источник: Журнал ЛЕХАИМ). Я не пойму, как можно есть жирное мясо во славу Небес? Разве можно обжираться во славу Небес? (Источник: Журнал ЛЕХАИМ).

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Спасибо за хороший вопрос. Ребе Рашаб (Шолом-Дов-Бер) был пятым главой движения Хабад, а реб Мендл Футерфас — известный «машпиа» (духовный наставник) в Хабаде. Поэтому в качестве ответа на Ваш вопрос приведу цитату из основополагающей книги Хабада — «Тания» (гл. 7). Там идет речь о том, что объекты этого мира можно использовать во славу Небес, а можно — для своего удовольствия. И в этом контексте сказано: «Так, например, происходит, когда человек ест жирное бычье мясо и пьет ароматное вино, чтобы оживить душу для служения Б-гу и изучения Торы, как сказал Рава (трактат Йома 76а): “Вино и благоухание делают мысль более восприимчивой…” Или для того, чтобы исполнить таким образом заповедь, предписывающую наслаждение в субботу и праздники, тогда жизненная сила мяса и вина… восходит к Всевышнему как жертва всесожжения». Дальше «Тания» говорит о том, кто, как Вы пишете, просто «обжирается» мясом в свое удовольствие. Тогда жизненная сила этой еды не только не восходит к Всевышнему, но и опускается к силам зла.

Подведем итог: во славу Небес можно не только читать Тэилим, восхваляющие Творца, и не только выполнять заповеди, в которых явно проявляется Его воля, такие, как, например, заповеди о тфилин или мезузе и т. п. Даже есть и пить можно во славу Небес. И тут есть два основных варианта:

1) Есть — заповедь, например, часть заповеди радоваться в праздники или наслаждаться субботой;

2) Еда — это средство выполнения другой заповеди. Например, человек ест, чтобы у него были силы учить Тору и выполнять заповеди.

В связи с этим — вторым — вариантом уместно вспомнить известную историю о двух выдающихся еврейских мудрецах: раби Йоэле Сиркисе и раби Давиде А-Леви. Раби Йоэль был тестем раби Давида, и тесть заключил с зятем договор, что будет каждый день давать ему мясо на обед. Как-то раз раби Давид получил в качестве мясного обеда — блюдо из легких. Из-за этого, на первый взгляд, незначительного изменения в меню раби Давид вызвал тестя на суд Торы. Суд постановил, что раби Йоэль прав, то есть, что легкие считаются мясом. Когда потом у раби Давида спросили, зачем он вызвал тестя на суд Торы из-за такой мелочи, он пояснил, что в тот день, когда пообедал легкими, он почувствовал слабость и не мог изучать Тору на должном уровне. Раби Давид опасался, что это обратит внимание Небесного обвинителя на его тестя. Поэтому он вызвал его на суд Торы, чтобы суд его оправдал и постановил, что легкие — это тоже мясо. И тогда Небесный суд должен будет считаться с земным и обвинение будет снято.

Чтобы ответ был полным, следует добавить еще один существенный момент. Ребе Рашаб хотел объяснить, что качество еды ничего не говорит о намерениях того, кто ест. И, чтобы подчеркнуть это, он использовал в качестве примера две крайности — сухари, с одной стороны, и жирное мясо, с другой. Однако важно отметить, что это верно, к сожалению, главным образом в теории. На практике же совсем не просто есть вкусную пищу во имя Небес. Ведь человек состоит из души и тела. И, если душа и хочет делать все во славу Творца, то тело (то есть, животная душа, оживляющая его), хочет жить в свое удовольствие. И поэтому человек, который стремится истинно служить Всевышнему, ведет постоянную войну со своим животным началом. Об этом и говорит известный еврейский афоризм: поститься во Имя Небес намного легче, чем есть во Имя Небес.

В заключение отмечу, что сказанное, тем не менее, не означает, что человек, ищущий близости Творца, должен прийти к полному аскетизму. Ведь, как мы упоминали, есть случаи, когда есть вкусную пищу — это заповедь. Путь, который заповедует нам Тора, — это быть «людьми святости» (Шмот 22:30). То есть, жить человеческой (а не «ангельской») жизнью, но в чистоте и святости. И, как сказал ребе Рашаб в приведенной Вами цитате, ведущую роль в этом играет чистое и искреннее намерение.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше