Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И праведнику недоступна та высота, какой достигает грешник своим раскаянием.»Раби Абау, Санедрин 99а

Могут ли бесы считаться живыми? Могут ли они утонуть? Учат ли Тору?

Темы: Каббала, Ноах, Потоп, Мистика, Жизнь, Рав Менахем Эпель, Бесы

Отложить Отложено

Шалом Вам, уважаемые! У меня два вопроса по недельной главе Ноах, Берешит 6:19. («И от всего живого, от всякой плоти, по два от всякого введи в ковчег…»; комментарий Раши к словам «от всего живого» — «даже бесы», прим. ред.).

Какие источники используются в нашем, еврейском мире, чтобы считать бесов обладателями тел и как следствие — могущими утонуть? И разве можно считать их живыми и подпадающими под повеление быть взятыми в ковчег? Ведь, как я понимаю, живым считается изучающий Тору и молящийся Творцу о помощи воплотить в жизнь изученное. Я допускаю, что могу не знать о получении бесами от Творца инструкции. И тогда они что??? Тоже подходят под категорию «живые»? Что говорит об этом Тора, мудрецы наши, традиция? Спасибо Вам за ваши, всегда обстоятельные, ответы!

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте!

Могут ли бесы считаться живыми? Могут ли они утонуть? Учат ли Тору?

Читаем в Талмуде (Хагига 16 а): шесть вещей сказано о бесах: тремя они подобны ангелам служения, тремя подобны людям. Подобие ангелам: у них есть крылья, они летают из одного конца мира в другой и слышат, что произойдет в будущем. Подобно людям едят, пьют, размножаются и умирают.

Рамбан в своем комментарии к Торе (Ваикра 17:7) цитирует эти слова Талмуда и объясняет их. Он пишет, что все материальные предметы в этом мире, например, тела людей и животных, растения, металлы и т. д., были сотворены из четырех элементов (огонь, воздух, вода, земля). Они соединены в одно целое Б-жественной силой и представляют собой грубые тела, которые мы можем ощутить всеми органами чувств. Но Всевышний сотворил и «предметы», состоящие только из двух элементов: огня и воздуха. Это тела тонкие, неощутимые органами чувств. И в силу своей тонкости и легкости они могут летать. Соединение элементов (как у грубых, так и у тонких тел) дает живое тело, а распад элементов приводит к смерти.

Из этих источников мы видим, что у бесов действительно есть тела и что им свойственно умирать. Однако с таким телом они не должны были утонуть. Тем не менее, комментаторы пишут: хотя бесы могут летать, они бы все равно погибли во время Потопа и нуждались в спасении. Видимо, Потоп надо понимать как уничтожения всего живого, не обязательно именно утопление.

Теперь о Ваших словах, что живым считается тот, кто изучает Тору и просит Творца о помощи, чтобы воплотить в жизнь изученное. Вы спрашиваете, можно ли считать бесов в этом плане «живыми» и созданиями, которых следовало взять в ковчег.

Чтобы картина была полной, отметим: Талмуд (Гитин 68а) рассказывает о царе чертей и, в частности, отмечает, что он каждый день учился как в Небесной Ешиве, так и в земной. Однако о цели этой учебы мне ничего неизвестно. Также ничего не сказано об учебе его подданных — «простых» чертей.

Мне кажется, ответ на Ваш вопрос нужно искать не здесь. Наши мудрецы в Талмуде (Брахот 18) говорят, что праведники даже после смерти называются живыми, а грешники даже при жизни называются мертвыми. То есть, есть общепринятые понятия, а есть понятия Торы и мудрецов. То есть грешники, даже при жизни — по общепринятым понятиям — называются мертвыми — по Торе. И, хотя Тора учит нас истинному взгляду на вещи, ее законы основаны на общепринятом взгляде. Так, за убийство человека по Торе полагается смертная казнь, в том числе — и за убийство грешника. Хотя по понятиям истины он уже и так мертвый. Так же и в ковчеге — спасали всех живых по общепринятым понятиям. Так, основным по численности населением ковчега были животные, а они тоже Тору не изучают.

Надеюсь, что сумел в какой-то мере ответить на Ваш вопрос.

С уважением, Менахем Эпель

Материалы по теме


В этой главе — множество великих чудес, которые совершил Всевышний для евреев во время Исхода из Египта: и чудо с огненным столбом, который указывал народу путь в ночи, и наказание армии фараона, и великое чудо раскрытия вод Красного моря, и ман (манна) с неба. А кроме того, описываются первые стоянки евреев в пустыне, война с Амалеком и многое другое. Читать дальше

Тора с комментарием Раши, книга Шмот, глава Бешалах

Избранные комментарии к недельной главе Бешалах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Соблюдать союз Авраама. Бешалах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей. Учитель должен постоянно учиться.