Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Зачем людям суд, если Всевышний Сам вершит правосудие?

Темы: Истина, Суд, Справедливость, Яков Гельфман, Качества Творца

Отложить Отложено

Зачем людям суд? Если Всевышний Сам вершит правосудие, зачем ещё тот суд, в котором люди имеют полномочия Всевышнего? ОH справедлив, но люди не всегда. И в этот суд придут истцы с желанием мести, но не всегда правосудия, и кто-то вынесет решение УБИТЬ убийц и пр. Спасибо. С уважением, N.

Отвечает Яков Гельфман

Здравствуйте!

Предлагаю разделить Ваш вопрос на две части. Первая: зачем вообще люди должны заниматься судопроизводством, почему не оставить эту стезю Всевышнему? Вторая: могут ли вообще люди творить справедливый суд?

Краткий ответ на первый вопрос: для нашего духовного роста. На второй вопрос: без помощи Всевышнего не могут. А теперь развернуто.

Творец, благословенно Имя Его, освятил нас своими заповедями. Одна из главных целей дарования заповедей — дать нам возможность развить в себе качества милосердия, справедливости и т.д. А в целом заповедано нам «идти путями Творца». Согласно объяснению Шла а-Кадош, в этом смысл родового имени человека — «Адам» — от слова эдамэ («буду похож», «уподоблюсь»), то есть задача человека — стараться уподобиться Творцу (в Его путях).

Каждое решение человека действовать или бездействовать является проявлением уровня его нравственности и соответственным образом формирует его душу и определяет его место в будущем мире.

Царь Шломо (Соломон) сказал в Мишлей (книге Притч): «И нерадивый в своем деле — брат губителю» (18, 9). То есть человек не может сказать: «А я ничего плохого не сделал». Но на каждом в меру его сил, способностей и понимания лежит ответственность за улучшение себя и всего мироздания. Что это значит конкретно? Как тот, кто поступает предосудительно, уродует свою душу, так и тот, кто не реагирует как положено нравственному человеку на зло, творящееся вокруг него, заражается этим злом.

Пример этому мы видим в истории нашего праотца Яакова. Когда он пришел в Харан, чтобы найти жену, он увидел пастухов, «простаивающих» возле колодца, и обратился к ним с увещеванием: «Ведь солнце еще высоко, не время собирать скот, напоите скот и продолжайте пасти». Казалось бы, какая нам разница, о чем говорил Яаков с пастухами и зачем ему надо было совать нос в чужие дела? — Тора показывает нам уровень нравственности Яакова. Увидев неприглядное, на первый взгляд, поведение пастухов, «всего лишь» простой в работе, он не мог просто так пройти мимо. То же самое мы наблюдаем и в истории нашего учителя Моше. Придя в Мидьян, он не мог спокойно смотреть как пастухи «без очереди» поят свой скот, не пуская к колодцу дочерей Итро. И, поскольку у него была такая возможность, он не допустил этой несправедливости и сам напоил их скот.

Конечно же, далеко не каждый и не в каждом случае имеет право брать правосудие в свои руки, не обладая достаточными знаниями и способностью правильно оценивать ситуацию. Но на людях в целом лежит обязанность (это касается и неевреев) назначить компетентных специалистов, которые будут следить за порядком, и это является основой, фундаментом мира (в обоих смыслах этого слова). Как говорят мудрецы в Пиркей Авот (Поучениях Отцов): на трех столпах держится мир: на суде, на истине и на мире.

Конечно же, Творец может навести порядок и наказать тех, кто это заслужил. Но люди, равнодушно взиравшие на зло, тоже будут наказаны. Творец хочет, чтобы мы своими силами создавали гармоничное, справедливое общество, а иначе за что нас можно будет наградить?

Это — о первой части вопроса: зачем нужен суд? Перейдем теперь ко второй части: ведь люди несовершенны и при человеческом суде может быть допущена фатальная ошибка?

Во-первых, суд по законам Торы, в отличие от светского суда, предусматривает строжайшие меры предосторожности, чтобы исключить возможность подобных ошибок. Настолько, что великий Раби Акива (ставший раввином уже после того как прекратились заседания верховного еврейского суда — Санhедрина) сказал: если бы он заседал в этом суде, то никого бы не смогли приговорить к смертной казни. Но самое главное — что в суде, который судит по законам, данным Творцом, сам Творец помогает судьям принять правильное решение, как сказано в Тэилим : «Присутствует Б-г среди судей, вместе с судьями вершит суд Свой» (82, 1). И это не просто слова, это то, что и происходит на самом деле, см. далее.

В трактате Макот сообщается нечто абсолютно непонятное. Существует закон Торы: если в суд пришли свидетели-злоумышленники, лжесвидетели и их признали таковыми, им полагается то наказание, к которому был бы приговорен обвиняемый по их свидетельству. Мудрецы говорят, что этот закон действует только в случае, если приговор (по их свидетельству) уже был вынесен, но еще не приведен в действие. Если же приговор уже исполнили (предположим, казнили обвиняемого), лжесвидетелей не наказывают.

Противники мудрецов, саддукеи, не принимали этого толкования, и, вроде бы, здравый смысл говорит о том, что все должно быть как раз наоборот. Ведь человека не приговаривают к смерти, если он только хотел убить; а если он уже убил — разве его освобождают от ответственности? Но мудрецы стояли на своем, и их мнение — это мнение Торы. В чем же тут дело? Объясняет один из ришоним (ранних комментаторов) Ри Мигаш (см. в статье о раби Ицхаке Альфаси). Люди, хотевшие осквернить место, где Сам Всевышний творит правосудие, достойны казни за свой замысел. Но если приговор был приведен в исполнение, значит, он не был неправильным, даже если сами свидетели были злоумышленниками. Потому что Творец не даст тем, кого Он избрал судьями, вынести неправильный приговор, и это значит, что обвиняемому полагалось наказание по решению Высшего суда — суда Творца. Но так было только во времена существования Храма, когда с точки зрения Небесного Суда евреи были достойны, чтобы среди них пребывала Шхина (присутствие Творца). В наше время еврейский суд не имеет полномочий назначать наказания, кроме самых крайних случаев; но он обязан предоставлять свои услуги для того, чтобы люди могли упорядочить свои отношения в других обиходных делах.

Однако следует подчеркнуть: и в наше с Вами время настоящим еврейским судьям помогают Свыше не совершать ошибок. Одна из известных мне историй произошла с женщиной, которая после войны оказалась агуной («соломенной вдовой»), так как ее муж пропал без вести. Женщины, оказавшиеся в таком положении, не имеют права выйти замуж. Придя в суд, она утверждала, что получила разрешение на повторное замужество у известного раввина, умершего к тому времени. Через какое-то время, когда она была уже замужем, появился ее первый муж. Это именно та ситуация, которую призван исключить закон Торы. Рав Моше Файнштейн был очень взволнован происшедшим, так как знал, что тот раввин — праведник, который не мог вынести неправильное постановление. Когда проверили как следует ее «дело», выяснилось, что справка от этого раввина была поддельная.

Еще одну потрясающую историю я слышал совсем недавно, об одном из глав нашего поколения (пусть будет благословенна его память). Привожу ее без имен, так как не было времени проверить основательно. Этот раввин, который занимался в Израиле проблемой пропавших мужей, а точнее, их жен, искал различные пути разрешить им выйти замуж, конечно, опираясь на мнения ведущих авторитетов в этих вопросах. Благодаря его эрудиции и анализу многие женщины смогли устроить свою жизнь. Но были и насмешники, которые считали его слишком «послабляющим» раввином, и они решили его «подставить». Одна женщина, журналистка, будучи замужем за известным человеком, представилась как агуна и привела «свидетелей» того, что ее муж погиб. Так как к их свидетельству нельзя было придраться, раввин постановил, что она может повторно выйти замуж. И это дало ей возможность опубликовать статью о «недалеком» раввине. Проблема в том, что, не успела статья выйти в свет, как ее муж действительно умер…

В заключение: только раввин, который является знатоком законов Торы, имеет дар аналитика, способного корректно оценить настоящее положение вещей и по-настоящему богобоязненный имеет право судить, и только к таким раввинам стоит обращаться по всем вопросам.

С глубоким уважением, Яаков Гельфман

Материалы по теме


Хотя Йом Кипур — это тяжелый пост, он считается одним из самых важных, торжественных и светлых праздников в Иудаизме. Ведь Йом Кипур — день раскаяния, молитв, очищения и отпущения грехов. Читать дальше