Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Слышала, что в еде допускается наличие определенной доли трефного. Это правда?

Темы: Кашрут, Яков Шуб

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые раввины! Была удивлена, услышав, что в еде допускается наличие определенного кол-ва трефного. Правда ли это? И какое именно количество? Откуда это правило? Спасибо заранее, Д.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Д.,

Большое спасибо за Ваш вопрос. Действительно, в еврейском Законе существует принцип, по которому какая-то доля некошерной или запрещенной еды, смешиваясь с определенным количеством кошерной еды, «аннулируется» и становится пригодной в пищу. Этот принцип называется битуль — «отмена», «аннулирование» (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 109). Следует отметить: данный принцип применяется только в том случае, когда два вида по какой-то причине уже перемешались, однако изначально запрещено смешивать трефную пищу с кошерной, чтобы аннулировать (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 99:5).

Попробуем рассмотреть некоторые общие принципы данного закона. Существует два вида аннулирования: битуль бэ-ров — «отмена меньшей части в большей» и битуль бэ-шишим — «отмена одной части в шестидесяти частях».

По Торе пища имеет статус тех компонентов, которые составляют бОльшую ее часть, т.е. если более пятидесяти процентов смеси составляют кошерные компоненты, то и вся смесь будет считаться кошерной. Однако этот принцип применим, только если в смеси совсем не чувствуется вкус некошерных компонентов. Когда вкус этих компонентов ощущается, то даже если они «в меньшинстве», вся смесь запрещена к употреблению в пищу. Иными словами, необходимо «аннулировать» не только саму некошерную пищу, но и ее вкус.

Получается, если кошерный и трефной виды сухой холодной пищи, имеющие одинаковый вкус (мин бэ-мино), по ошибке смешали, действует принцип «отмена меньшей части в большей» (битуль бэ-ров). Поскольку в данном случае вкус некошерной пищи не будет чувствоваться.

Если же кошерный и трефной виды сухой холодной пищи обладают разным вкусом (мин бэ-шэ-эйно мино) и их по ошибке смешали и приготовили вместе, действует принцип «отмена одной части в шестидесяти частях» (битуль бэ-шишим). Этот же принцип применяется, когда смешиваются два вида жидкости или когда два вида пищи были сварены или размолоты вместе, даже если у них одинаковый вкус.

Следует отметить, что некоторые виды пищи не подлежат аннулированию, например, хамец (квасное) в Песах, тевель (пища, от которой не отделены трумот и маасрот), некошерная пища, которая остается видимой в смеси, некошерная пища, необходимая для придания цвета, и многие другие виды.

Безусловно, невозможно рассмотреть все детали данного закона в рамках короткого ответа, поэтому если возникают конкретные практические вопросы, следует обратиться к компетентному раввину.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


В году есть четыре Субботы, в которые выносятся и раскрываются два свитка Торы и по ним читаются две различные главы, хотя они и не выпадают ни на один из праздников, Пурим или Хануку. Если одна из них выпадает на Рош Ходеш (Новомесячье), в этот день читают три главы по трем свиткам! Читать дальше

Арба парашиет. Четыре главы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В году есть четыре субботы, в которые выносятся и раскрываются два свитка Торы и по ним читаются две различные главы, хотя они и не выпадают ни на один из праздников, Пурим или Хануку. Если одна из них выпадает на Рош Ходеш, в этот день читают три главы по трем свиткам!

Парашат Захор и ее законы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хукат

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Четыре субботы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Шкалим. Махацит ашекель

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Во времена, когда стоял Иерусалимский Храм, действовала особая заповедь — каждый взрослый мужчина должен был один раз в год пожертвовать половину шекеля, с тем, чтобы на эти деньги приобретались животные, необходимые для общественных жертвоприношений — ежедневные жертвы всесожжения (Олот) , дополнительные жертвы (Мусафим) , хлебные приношения и воскурения. При этом Тора запрещала приносить в этом году в жертву животных, купленных на деньги, собранные в прошлом (или ином) году.

Помни, что сделал тебе Амалек

Рав Бенцион Меламед

Как выполнить заповеди "Помни, что сделал тебе Амалек" и "Сотри память об Амалеке под небесами"

Рав Яков Доктор

Ваикра

Чтение отрывка «Паршат аХодеш»

Рав Элиягу Вугенфирер

Разговор со Всевышним происходит при помощи изучения Торы и молитвы. В Торе — человек «слушает» обращение к нему, в молитве — обращается сам.