Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Цельность действий свидетельствует о цельности характера»Вавилонский Талмуд
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?

И СЫНЫ ИЗРАИЛЯ ДО СЕГО ДНЯ НЕ ЕДЯТ СМЕЩЕННЫЙ (седалищный) НЕРВ, ПОТОМУ ЧТО СДВИНУЛ [незнакомец] НЕРВ НА СУСТАВЕ БЕДРА ЯАКОВА (Берешит, 32:33)

Так объясняет «Даат зкеним» этот запрет: Яаков в ночь перед встречей с Эйсавом остался один, подвергся нападению и в изнурительной борьбе был ранен в бедро. А его дети повели себя неосмотрительно, оставив отца одного, поэтому Всемогущий наложил на потомков Яакова этот запрет, чтобы помнили — всегда нужно провожать человека.

Если человек покидает наш дом, мы обязаны проводить гостя — хотя бы на расстояние четырех «амот» (два метра)[1] и предупредить обо всех трудностях в пути (Аѓават хесед). [И если путь далек, дать ему еды на дорогу — так у нас принято].

И ПРИШЕЛ ЯАКОВ С МИРОМ К ГОРОДУ ШХЕМ, КОТОРЫЙ В СТРАНЕ КНААН, ПО ПУТИ ИЗ ПАДАН-АРАМА, И ПОСТАВИЛ СТАН ПЕРЕД ГОРОДОМ (Берешит, 33:18)

Талмуд (Шабат) говорит, что Яаков остановился там и сделал что-то для блага города. Рав сообщает, что стал чеканить монету. Шмуэль говорит, что открыл рынки, а р. Йоханан добавляет, что построил бани для жителей города.

Мидраш (Берешит раба) поясняет: Если мы получаем пользу в каком-то месте, надо быть ему благодарным и что-то для него сделать.

Р. Хаим Шмулевич считал, что это относится и к ешиве, в которую человек приходит учиться. Если ученик не может что-то сделать для ее материального блага, пусть улучшит ее духовное благосостояние, став для других примером.


[1] Сефер меирот эйнаим, Хошен мишпат.

С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?