Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Глава «Ваишлах» связана с темой духовного и физического спасения. Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно. Как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, чтобы умилостивить его, но на всякий случай готовится к бою, разделив свой лагерь на два стана. Сделав эти приготовления, Яаков просит Б-га о благополучном исходе встречи. Он молится: «Спаси меня от руки моего брата, от руки Эсава» (32:11).

Спрашивает Бейт Алеви: почему Тора «удваивает»? Т.е. – почему говорит: «от руки моего брата, от руки Эсава»? Почему не сказать: от руки моего брата Эсава? Или еще проще – от руки Эсава? Разве этого недостаточно для ясности? И отвечает: потому что Эсав опасен для Яакова в двух отношениях – и как брат, и как враг.

Исторический пример того, как действует аспект «брат», мы находим в событиях, связанных с Ханукой. Действие с позиции «враг» – в событиях Пурим. (Напоминаем: праздник Ханука относится к историческому периоду греческого завоевания Эрец-Исраэль и связан с победой евреев над завоевателями; в праздник Пурим мы радуемся избавлению от гибели, которая по замыслу Амана грозила всем евреям, находившимся в вавилонском плену – в изгнании на территории огромной Персидской империи.)

«Братские объятия» греков, их «культурное влияние» было не менее опасно для евреев, чем откровенная враждебность Амана. И то, и другое грозило уничтожением еврейскому народу, в случае Амана – физическим, в случае греков – путем утраты своего духовного назначения. В настоящую эпоху, кстати, нам угрожают как раз «братские объятия». Хатам Софер (Моше Софер, 1762 – 1839, духовный лидер венгерского еврейства), говоря об опасности «братания», рассказывал притчу о ветре и солнце, которые поспорили о том, кто из них сумеет снять с человека шубу. Как ни пытался ветер сорвать с человека шубу, тот только плотнее запахивался, а пригрело солнышко – и человек сам скинул одежду.

Как можно защититься от угрозы чуждого влияния? Для того чтобы это сделать, надо прежде всего знать, что такое влияние существует, что оно действует и что оно опасно для нашего существования. Другими словами, чтобы победить в войне, надо знать, что идет война.

Защита от угрозы духовного порядка лежит на самих евреях. Не в том смысле, что Всевышний когда бы то ни было оставляет нас Своей помощью, а в том смысле, что эта защита – в наших возможностях и зависит от нашего выбора. В книге «Нецах Исраэль» («Вечность Израиля») Маараль из Праги (раби Йеуда-Лива бар Бецалель; ок. 1512 – 1609, Польша, Моравия, Чехия) говорит, что два момента хранят силу еврейского народа – сплоченность и отделенность. Сплоченность между собой и отделенность от других народов. Это пути, которые сохраняют евреев как народ Всевышнего.

Поддерживать сплоченность помогает общинная жизнь. Человеку в одиночку трудно вести такую жизнь, какой требует от него Тора. Раввины, учителя, хедеры и ешивы – места учебы для мальчиков и юношей, школы и отдельные уроки необходимы для духовного выживания евреев. Это наш способ сохранить себя. Община может противостоять чуждому влиянию гораздо успешней, чем один человек. Когда в Венгрии стало распространяться движение реформизма, сохранить подлинную духовную жизнь евреям помогла прочная связь с их раввинами. И то же произошло в Германии.

Что касается отделенности, то поддерживать ее помогает ряд запретов, например, запреты на изготовленные неевреями вино, хлеб и другую еду. В комментарии на главу «Бехукотай» (книга «Ваикра») рав Меир-Симха (рав Меир-Симха Коэн, 1843 – 1926, Литва – Латвия; известен также как Ор самеах – по названию его книги комментариев на Рамбама) указывает: мужи Великого собрания вынесли постановления об этих запретах в начальный период существования Второго Храма, именно тогда, когда евреи уже были разбросаны по всему миру. Эти постановления должны были напоминать евреям, живущим вне Эрец-Исраэль: не следует отождествлять себя с народами, среди которых мы живем, мы здесь – временные обитатели.

А как защититься от угрозы физической расправы? Молитвой, дарами и военным сопротивлением, как показал нам наш праотец Яаков. Соответственно обстановке. Действия Яакова – симан ле-баним (знак для потомков). Надо заметить, кстати, что военный отпор не является самоцелью и предпринимается, если есть реальные предпосылки победить. В своей самозащите мы не одиноки. Нас поддерживает Всевышний.

Отправляя Эсаву подарки (стада домашнего скота), Яаков велит погонщикам соблюдать между отдельными стадами достаточно большую дистанцию, чтобы они произвели большее впечатление. А готовясь к возможному нападению Эсава, Яаков разбивает свой лагерь на две группы, чтобы, если пострадает одна, уцелела хотя бы другая. Эти два приема – два пути спасения для нас, которыми ведает Всевышний. В предыдущей главе – «Ваеце» – Б-г обещает Яакову: «Я с тобой; и сохраню тебя повсюду, куда ты ни пойдешь» (Берешит, 28:15). И Б-г выполняет свое обещание двумя путями: «передышками» между бедами и «разбиванием на группы». Так Б-г спасает евреев от физической расправы.

Мидраш говорит, что мы должны просить Его не посылать нам беды «сплошняком», а держать между ними временную дистанцию. «Оставь простор между бедой и бедой, когда посылаешь нам беды», – говорит мидраш.

Второй путь, которым Всевышний обеспечивает нам спасение, говорит другой мидраш, – само рассеяние. Как в случае двух станов у Яакова, сам факт рассеяния евреев по разным странам позволяет спастись одной группе, когда беда обрушивается на другую. В конце 15-го века, например, когда евреев истребляла и изгоняла Испания, их приняла Турция, а от средневековых погромов в Германии евреи убежали в Польшу.

Катастрофа во Второй мировой войне – явление особое. В книге «Перед приходом Машиаха», написанной в 1938 году, когда масштабы Катастрофы еще далеко не обозначились, рав Эльханан-Буним Вассерман (1875 – ок. 1941, Польша – Литва) указывал, что она под это правило не подходит. Рав Вассерман воспринимал ее как родовые муки перед близящимся приходом Машиаха.

Таковы способы, которыми Всевышний хранит и оберегает свой народ. Так действует Его надежная, но невидимая рука.


История еврейского народа 103. Хасидут

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Б-жественное Провидение послало человека из тех, которые посылаются на землю один раз за много поколений.

Раби Хаим бар Моше Ибн Атар (Ор аХаим)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Как только бульдозер арабских строителей приблизился к могиле р. Хаима, мотор заглох и больше не заводился. На следующий день пригнали другой бульдозер, но едва его ковш коснулся святого места, бульдозер перевернулся, скатился по крутому склону вниз, и его водитель погиб...

Хасидская история: «Что отверзает все врата?»

Неизвестный автор

Если у человека имеется простой топор, он войдёт в любую дверь...

Контроль за мыслями, хасидизм и психология

Рав Даниэль Левин

Не только добро, но и зло, как и все сотворенное, имеет своим источником Вс-вышнего