Яаков послал своих слуг вручить щедрые подарки своему брату Эсаву. Требование сообщить Эсаву о стадах, которые будут переданы в дар, Яаков повторил несколько раз: «И повелел он также второму, также и третьему, также и всем идущим за стадами, говоря: согласно такому говорите Эсаву, встретив его: вот также и твой раб Яаков за нами» (Ваишлах 32:20-21).
Почему Яаков повторяется? И почему Тора цитирует его слова, не довольствуясь единственным их упоминанием?
В городе Радин жил известный праведник Хафец-Хаим. Один крупный раввин как-то поехал к нему за благословением. К нему присоединился сосед, в прошлом — верующий еврей, который со временем отошел от религиозного образа жизни и всех своих детей, кроме старшего сына, отдал в секулярные школы.
Когда раввин и его попутчик приехали к Хафец-Хаиму, нерелигиозный сосед попросил благословения в финансовой сфере. Его уволили с работы, и сбережения постепенно сходили на нет.
Хафец-Хаим сказал: «Когда я был ребенком, моя мама на рассвете отправляла меня в хедер и давала мне с собой бутерброд. Когда я по тем или иным причинам не шел в хедер, бутерброд я не получал. Если вы будете соблюдать заповеди, и если все ваши дети будут учится в хедере, ваше материальное положение улучшится».
Праведник добавил: «Почему Яаков отдал один и тот же приказ многократно? Потому что наши праотцы приближали людей к вере, включая своих собственных слуг. В Талмуде (трактат Гитин 44) сказано: “Того, кто продал своих рабов иноверцу, заставляют освободить их из рук иноверца”. Почему? Потому что у иноверца эти рабы не смогу исполнять возложенные на них заповеди Творца».
Хафец-Хаим продолжил: «Яаков решил задобрить Эсава, послав ему в подарок стада. Он хотел, чтобы Эсав понял: слуги не включены в подарок, как сказано: И повелел он первому, говоря: “Когда встретит тебя Эсав, брат мой, и спросит тебя, говоря: Кому ты служишь и куда идешь? (…) То скажешь: Твоему рабу Йаакову” (Ваишлах 32:18—19)» Если Яаков был так осторожен со своими слугами, опасаясь отрицательного влияния Эсава, насколько тщательно следует подходить к делу воспитания детей!»
Человек тут же пообещал, что отдаст своих детей в хедеры и ешивы. Тогда Хафец-Хаим приветливо посмотрел на него и благословил. С того дня его финансовые дела наладились.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Ваикра»
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Этот тест прошли 97 раз
Вопросы для цикла уроков рава Моше Пантелята по книге Торы Ваикра
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»