Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Небесный суд вникает в каждую деталь прожитой жизни и особенно строго судит за грех злоречия»Рав Ицеле Петербургер
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

ויאמר יעקב אלקי אברהם ואלקי יצחק... הצילני נא מיד אחי מיד עשו

«И сказал Яаков: Б-же отца моего Авраама и Б-же отца моего Ицхака... избавь меня от руки брата моего, от руки Эсава» (32:12).

Даже когда случается беда, когда острый меч занесен над головой — должен человек молиться Творцу о милосердии, как это сделал Яаков перед встречей с Эсавом.

Рассказывают, что р. Яаков Алишар был послан в общины Ирака и Ирана собирать средства для общины города Хеврона. Прибыв в Иран, нашел рав своих собратьев-евреев в необычайной тревоге. Главы общины рассказали ему, что новый шах задумал истребить всех евреев, и некоторых из глав общины уже заключил в тюрьму. Сказал им рав: Как спас Г-сподь Яакова из рук Эсава, так спасёт вас Г-сподь из рук разбойного шаха. И стал рав молиться Творцу и просить Его отменить наказание. Помолившись, сказал он главам общины: «Знайте, что Г-сподь услышал мою молитву».

Наступил день предполагаемой резни, и евреи с трепетом ждали своей участи: в любую минуту могли придти слуги шаха, чтобы убить их, — но, к радости евреев, этот день прошел так же, как предыдущий. Ни один из слуг шаха не явился в еврейский квартал.

Около полудня услышали евреи, что произошло. Утром нашли шаха в постели мёртвым. Поднялся большой переполох, и все позабыли о шахском указе.

Радовались евреи этому чуду и были уверены, что наказание было отменено Г-сподом благодаря молитве праведника р. Яакова Алишара.

(32:25)ויותר יעקב לבדו

«И остался Яаков один» (32:25)

Раши толкует этот отрывок так: Яаков забыл мелкие вещи и вернулся за ними. Учат наши мудрецы, что праведники ценят своё имущество больше своих тел (Талмуд, Хулин 81).

Раби Шмарья Левин был мудрецом и очень богатым человеком. В 5594 (1834 г.) решил раби Шмарья с семьёй переехать в Эрец Исраэль и обосноваться в Иерусалиме. Однако экономическая ситуация в стране была тяжелой, дела раби Шмарьи шли плохо и вскоре он потерял всё своё имущество. Когда же в доме не осталось и куска хлеба, решил возвращаться в галут. Перед отъездом зашел раби Шмарья попрощаться с главным равом Йеудой Навоном. Тонкая улыбка появилась на лице раби Йеуды, когда тот услышал о причине вынужденного отъезда раби Шмарьи. Сказал тогда раби Йеуда: «Вижу я, что раби Шмарья — праведник, ибо предпочитает он имущество — телу. Многие озабочены тем, чтобы быть похороненными в Эрец Исраэль, но уважаемый рав похоронил в Эрец Исраэль своё имущество!»


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.