Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Экзамен на скромность

Отложить Отложено

На самом деле, сейчас будет предложен тест не на скромность, потому что вы без всякого теста скромны и воспитаны. Но это будет проверка на понимание материала, который называется "еврейской скромностью", и даже где-то на еврейскую логику, если логикой называть работу мозгами – вы же не против, верно?

Итак, я рассказываю историю. А потом останавливаюсь и спрашиваю: вы и есть этот раввин из рассказа, как поступите на его месте?

Приступаем.

Рассказ раби Исера Залмана Мельцера. В одном литовском городе жила-бытовала небольшая, но и не самая бедная еврейская община. Была при ней синагога, хейдер для детей, миква и пр. еврейское обзаведение. Управляли той общиной практичные люди, местные бизнесмены (если так можно сказать про те старые времена). Они и положили оклад молодому раввину, который всем нравился. Но только до поры, до времени – в смысле, нравился до поры до времени, а оклад они положили постоянный, до увольнения. Потому что в какой-то момент захотели эти бизнесмены раввина именно уволить, или, если хотите, сменить. Не потому что он им разонравился, а потому что так надо было сделать по их бизнесу – в мире бизнесменов такое случается. Но для столь решительного шага надо найти хотя бы формальную причину. Вот они и принялись ждать. И случай представился.

Однажды сделали раввину запрос по какому-то редкому случаю – и оказалось, что то была засада, или, как теперь говорят, подстава. Почему? Потому что правильный ответ на вопрос был записан в трудах мудреца прошлых веков, которого звали Шах. Кто подробно изучает Шульхан-Арух, тот учит и Шаха. Но его еще надо запомнить. Вот и задали нашему молодому раввину вопрос по тому Шаху. И он вынес решение, не совпадающее с тем, что у Шаха записано.

Ой, как эти ловкачи обрадовались. Тут же составили письмо ведущему раву того поколения. Мол, вот, о чем мы его спросили, и вот, что он нам ответил, а это против Шаха! Можем ли мы его уволить с чистой совестью? Вернее, про увольнение они не написали, но это следовало как бы само собой.

И рав, лидер того поколения, ответил, зная всю подноготную того дела и все пертурбации личных отношений в той немногочисленной общине.

Теперь наш вопрос: как бы вы ответили на месте того рава? Препозиция следующая: написать, что молодой раввин был прав, а Шах ошибся – невозможно. Потому что лидер того поколения знал Шаха и всех других мудрецов вокруг Шульхан-Аруха наизусть. Написать, что молодой раввин ошибся, потому что не знаком с решением Шаха, – дать прямой повод его уволить (не Шаха уволить, а молодого раввина).

Поехать их мирить? – Это, конечно, вариант. Но далеко. Да и не было бы тогда нашего вопроса. Послать вместо себя своего ученика для разборки на месте и принуждения сторон к миру – тоже не выход в рамках нашей статьи.

Отвечайте!

Подсказка: текст называется "Экзамен на скромность". При чем здесь скромность?

**

Вот и все. Теперь у меня проблема. Потому что не знаю, что делать.

Ответить сейчас – вы вместо ответа полезете в ответ, я с вами знаком, я и сам бы полез.

Ответить завтра – это не вариант, потому что завтра я не дома и не на Толдот, и вообще вне мира, то есть вне интернета, потому что еду с семьей на отдых по путевке Толдот. И вас там планирую, кстати, встретить. Так что ответ будет только вечером в йом-ришон. А это не способ общения – потому что боюсь, что ко мне в блог вообще никто почти не заходит. Так что рискую остаться во внутреннем диалоге с самим собой.

К тому же этот вопрос я задал на уроке, записанном на этой неделе в теме "Еврейского поведения", который грозят вывесить к субботе, в чем я не очень уверен, потому что, как сказано, уезжаю – и кто кроме меня будет за этим вывешиванием следить?

Эх. Поступим так. Я сейчас дам ответ. А вы делайте что хотите. Подсмотрите – вот вам и показатель скромности. Сначала подумаете, а потом проверите себя – вообще песня!

**

Раби Эльханан Спектор, а наш лидер поколения был именно им, поступил следующим образом.

Получив письмо с кляузой из общины, он тут же сел составлять им ответ. Поскольку спрашивалась конкретная вещь – он дал раввинское решение. И дал его вопреки Шаху, который был им приведен и отвергнут с указанием всех аргументов спора.

После чего он то письмо отправил, специально для это зайдя на почту. И тут же послал с той почты телеграмму по тому же адресу.

В телеграмме написал, что скоро они получат от него письмо с решением. Но решение неправильное. То есть я ошибся, а Шах прав. С кем не бывает! Так что строго меня не судите.

Вот и вся история.

Те люди получили странную телеграмму – а потом еще более странное письмо. И поняли, что вопрос не так прост, как им показалось. Вон, сам рав Эльханан ошибся. Так что можно простить и нашего молодого рава. И простили его, больше не ища за ним огрехов. А тот молодой рав тоже получил урок – будь тщателен в своих решениях, учи Шульхан-Арух со всеми комментаторами и больше не ошибайся.

Рассказывая эту историю, рав Мельцер всегда добавлял: многие пытались примирить молодого рава и его общину – но только рав Спектору это удалось. Обратите внимание – ценой своего принижения. Ему ни одну секунду не было жалко, если кто-то про него скажет: смотрите на этого лидера, такие детские ошибки совершает! Ему не честь своя была дорога, не авторитет – а мир в еврейских общинах. Для этого он был готов пожертвовать собственным престижем и значимостью в чужих глазах.

Это и есть скромность по-еврейски.

Приятных вам каникул.

Теги: Мусар, Недельный раздел, Видеоурок