Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Утоляющий свою страсть остаётся голоден, а не утоливший её — сыт»Вавилонский Талмуд, Санедрин 107а

Что значит «не произносить имя Творца напрасно»?

17 июня 2012 года, темы: Запреты, Заповеди, Яков Шуб, Имя Творца

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый раввин. Объясните, как объяснить человеку (религиозному), что значит не произносить имя Творца напрасно? 1. Как это, и что означает, что произнес (т.е. нарушил закон)? 2. Что будет за напрасное произнесение, и что не будет (последствия, награда)? 3. Есть ли примеры в Торе, Танахе, кто это делал и что из этого получилось. Спасибо. С.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый С.,

Большое спасибо за Ваш вопрос.

Существует запрет из Торы произносить имя Вс-вышнего понапрасну. Предостережение об этом — в книге Дварим (6:13): «Г-спода, Б-га твоего, бойся…», т.к. данный запрет относиться к сфере богобоязненности человека (Мишна Брура 215:20). Имя Вс-вышнего запрещено произносить понапрасну не только на иврите, но и на других языках (Мишна Брура 215:19).

Кроме того, существует запрет произносить благословения, в которых нет необходимости. Некоторые ришоним (ранние комментаторы) считают, что это является запретом из Торы. Основание для этого запрета — в Торе, в книге Шмот (20:6): «Не произноси имени Г-спода, Б-га твоего, попусту…». Однако многие полагают, что запрет произносить благословения, в которых нет необходимости, является запретом мудрецов, поскольку Тора запретила только совершенно напрасное произнесение Имени, в данном же случае оно используется для восхваления Вс-вышнего, просто употреблено не к месту.

Этот запрет достаточно строгий, поэтому в любом случае, когда существует сомнение, произносить то или иное благословение или нет (кроме благословения после еды, когда человек насытится), принято «облегчать» закон и не произносить благословение вообще (Рамбам 11:15, Мишна Брура 215:20).

Если человек ошибся и произнес благословение без надобности, он должен сразу же сказать: Барух шем квод малхуто лэ-олам ва-эд («Благословенно Имя царства Его во веки веков»), как бы исправляя свою ошибку (Шулхан Арух 206:6).

В заключение приведем рассказ из книги Хаей Адам (5:1). Интересно, что эта книга является классическим сборником еврейских законов и это практически единственный рассказ, который приведен в ней. Отсюда можно сделать вывод о том, насколько строг запрет произносить имя Вс-вышнего понапрасну.

Когда скончался один большой праведник, в Небесном суде послышался голос: «Освободите место этому праведнику». Его встретили с величайшим почетом, вручили ему Свиток Торы и спросили:

— Выполнил ли ты то, что здесь написано?

— Да, — ответил он.

— Кто может быть свидетелем, что ты выполнял те заповеди, которые в ней записаны?

Вдруг появилось бесконечное множество ангелов, которые сказали, что они были созданы теми заповедями, которые выполнил этот праведник.

Затем перед ним положили Шулхан Арух и спросили:

— Выполнял ли ты законы Устной Торы?

И снова появилось бесконечное множество ангелов, которые сказали, что они были созданы теми заповедями, которые выполнил этот праведник.

Затем его спросили:

— Не произносил ли ты Имя Вс-вышнего понапрасну?

Он промолчал в ответ. Спросили:

— Есть ли свидетели по данному вопросу?

Вдруг появилось множество ангелов смерти, одетых в черные одежды. Каждый из них говорил, что был создан в такой-то день, когда этот человек произнес имя Вс-вышнего понапрасну.

Все члены Небесного суда разорвали свои одежды и вынесли ему страшный приговор: либо спуститься в Геином, либо вернуться на Землю в другой жизни (гильгуль).

Он выбрал Геином.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме

Как зовут Б-га?

Рав Реувен Куклин

Почему читаем не так, как написано?

10 блиц-ответов на самые популярные вопросы — о Машиахе, воскрешении мертвых...

Рав Яков Шуб

В конце дней людям тоже придется ходить на работу?

Десятисловие — 10 заповедей, данных на горе Синай

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

О Десяти Заповедях, начертанных на Скрижалях Завета

Книга Заповедей. Принципы составления

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»

Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев. Какие заповеди следует включать в перечень 613-ти? На каком основании? Об этом — книга великого еврейского мыслителя Рамбама (Раби Моше бен Майомона), которую он назвал "Книга заповедей". В ней он перечисляет все 613 заповедей Торы, включая 248 повелительных и 365 запретительных.