Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Куда пойти учиться?

08 декабря 2011, 20:37

Отложить Отложено

«Куда пойти учиться?» — транспаранты с этими словами развешивались на московских трамваях. Оканчивая школу, мне было сложно ответить на этот вопрос, потому что, думая о медицине, я любил физику, музыку, шахматы, спорт… Однако в то время в Москве евреев принимали всего лишь в несколько вузов. Так я поступил в Московский институт связи, из которого меня выгнали, как только я подал документы на выезд в Израиль. В течение еще нескольких лет, ожидая разрешения, я изучал Тору и мечтал продолжить учебу в настоящей иешиве в Израиле. Приехав в Иерусалим, я начал учиться в иешиве, но через некоторое время задумался о продолжении светского образования. В Израиле я мог выбрать любую профессию, пойти учиться в любой университет. Тогда я пошел за советом к раву Хаиму Лифшицу и рассказал ему, что меня интересуют самые разные области знания.
– Продолжай учиться в иешиве, — ответил он мне. — Когда ты станешь раввином, то твои разнообразные интересы помогут тебе понимать самых разных людей.
Уже приехав в Америку, я услышал, как преподаватель одной еврейской школы говорил: «Сначала я изучаю своих учеников — для того, чтобы потом смог их учить». «Воспитывай ребенка его путем, тогда, даже состарившись, он не свернет с него!» — учил мудрейший из людей царь Соломон. Прежде чем воспитывать кого-то, необходимо сначала понять «его путь» — его природу, наклонности, интересы…
Возвращаясь от Лавана на родину отцов, Яаков узнал, что ненавидящий его брат Эйсав и четыреста воинов идут по дороге. Тогда Яаков послал навстречу посланников с дарами, чтобы изменить его отношение к себе.
«Яаков послал дары Эйсаву не из страха, а для того, чтобы изменить его отношение к жизни и возвратить к добру!» — пишет рав Гедалья Шор в своей книге «Ор Гелалеягу».
Получив благословения первородства от своего отца Ицхака, Яаков бежал из Святой Земли, опасаясь мести брата Эйсава, который поклялся убить его. Однако мудрецы считают, что ненависть Эйсава была лишь поводом, в то время как причиной изгнания стал тот факт, что праведник Яаков не повлиял на своего свернувшего с правильного пути брата — негодяя Эйсава. Мудрецы приравняли это к непредумышленному убийству, которое наказывается в Торе изгнанием в города-убежища. Яаков мог вернуться на родину, лишь исправив свою ошибку и предприняв усилия для того, чтобы повлиять на своего брата. Потому Яаков отправил Эйсаву посланников — «малахим» (дословно переводится как «ангелы»).
Яаков действительно послал навстречу Эйсаву ангелов, утверждает книга «Зогар». Когда человек совершает добрый поступок, то он творит ангела — защитника, который хранит его, утверждает Талмуд. Яаков послал Эйсаву ангелов тех добрых дел, которые он совершил вместо него, призывая его таким образом вернуться на путь добра и исполнить свое предназначение в мире.
Два брата Яаков и Эйсав пришли в этот мир для того, чтобы каждый смог реализовать свой духовный потенциал. Яаков был человеком книги, который должен был укреплять добро, в то время как Эйсав был человеком меча, и его предназначением была борьба со злом. Однако Эйсав не состоялся и сам стал частью зла. Тогда Яаков взял на себя исполнение жизненной миссии Эйсава. Победив в борьбе ангела Эйсава, Яаков получил новое имя Израиль, которое символизирует исполнение Яаковом миссии Эйсава. Борясь со злом вместо Эйсава, Яаков творил ангелов, которых и послал Эйсаву.
Встретив Яакова, Эйсав поцеловал его, и хотя мудрецы предупреждают нас, что поцелуй негодяя — это укус, все же рабби Шимон бар Йохай утверждает, что Эйсав поцеловал Яакова от всего сердца. Это пророческий символ будущего — дары Яакова все же возымеют действие, и потомки Эйсава вернутся к добру.
Яаков послал Эйсаву дары, напоминая ему о его жизненном пути, что является для нас уроком — каждого человека следует направлять к добру «его путем», открывая ему его путь, его уникальное предназначение в жизни.

Теги: Тора, предназночение в жизни