Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Не могу найти то, что остановило бы мой внутренний порыв к власти, славе, деньгам...

Темы: Рав Реувен Куклин, Душа, Желание, Связь с Творцом, Материальные блага

Отложить Отложено

Шалом Алейхем!

Я студент хорошего московского тех. вуза, у меня все есть, слава Б-гу, но я не могу насытиться тем, что у меня есть. Если я выступаю на науч. конференции, меня поддерживают, мне этого мало, я хочу еще больше. Если мне дают доллар, я хочу сто, дают сто, я хочу тысячу, дадут еще, желаю еще больше. Я не могу заполнить себя, я не могу удовлетворить себя чем-то земным. Я чувствую, что мне не хватает чего-то, но я сам не понимаю чего. Получив что-то малое, я желаю больше, стремлюсь к большему, как неугомонный ребенок. Я в полной растерянности, я не могу найти то, что успокоило бы меня, то что сказало бы: вот это — и тебе хватит. Не могу найти то, что остановило бы мой внутр. порыв к власти, славе, деньгам. Это относится ко всему, что у меня есть в жизни… И я чувствую, что мне нужен Творец, я стремлюсь стать подобным Ему, подобным Его свойствам, но не могу найти Его, не знаю, как подойти к Нему… Рав, это разве хорошо? Угодно ли такое стремление Творцу? И что мне делать? Н.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Н.,

Проблема беспрестанного стремления к большему — не только Ваша проблема, это, если можно так сказать, проблема всего человечества. Уже наши мудрецы (мидраш Коэлэт Рабба 1, 13) обращают на это внимание, говоря: «Нет человека, который ушел бы из этого мира, достигнув (хотя бы) половины того, что вожделел; если у него есть сто монет, он желает двести, а если есть двести, желает четыреста». И так сказал царь Соломон, самый мудрый из всех людей (Коэлэт 6, 7): «…душа не насыщается».

Почему же человек никак не может насытиться тем, что у него есть? Наши мудрецы (мидраш Коэлэт Рабба 1, 6) отвечают на этот вопрос следующей притчей: «Простолюдин женился на царской дочери. Даже если он даст ей всё, что есть в мире, это ничего не стоит в её глазах [не утешает ее], ведь она дочь царя!». Продолжают мудрецы: «Так и душа: если даже дашь ей все наслаждения мира — это ничто для неё. Почему? Потому, что она из числа высших [созданий]!».

Эти слова мудрецов открывают нам истинную причину неспособности человека «насытиться». Душа человека стремится к истинному наслаждению — близости к Творцу. Люди же, не осознавая это стремление души, пытаются насытить её какими-то материальными благами. Вначале, «получив» какие-то материальные блага, она успокаивается, полагая, что получила что-то ценное. Но очень скоро она «понимает», что это не то, к чему она стремилась, чего жаждала, и просыпается новая-старая жажда. Однако люди, вместо того чтобы понять истинную жажду души, пытаются утолить её какими-то новыми материальными благами («есть у него двести, желает, чтобы было четыреста»), и так до бесконечности.

Единственный путь «насытить» душу — дать ей вкусить истинное блаженство — близость к Творцу. А этого можно достичь только изучением Торы, исполнением Его заповедей, молитвой, обращённой к Владыке мира, и упованием на Него. Я уверен, что если Вы пойдёте по этому пути, Вы почувствуете душевное спокойствие и радость от того, что Вы уже достигли.

С уважением, Реувен Куклин

Материалы по теме

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Разъяснение смысла союза, который Б-г заключил с Ноахом, что не нашлет больше разрушения на весь мир

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

У мира есть несколько стадий. Поколение, жившее до потопа, тратило время на недостойное поведение.

О душе человека и ее действиях

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»

Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»

Десятая заповедь. Цена бесплатных обедов

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

Это всё должно было быть моим, но по недоразумению досталось ему...


В Суккот среди евреев принято проявлять особенное гостеприимство: Б-гобоязненный человек позаботится, чтобы за столом в его сукке каждый день сидел бедняк; он будет относиться к нему так, словно это один из праотцов, и подаст ему лучшие блюда. Ведь в наших книгах написано, что кроме гостей земных, каждый день праздника Суккот к нам в сукку приходят и небесные гости-ушпизин. Читать дальше