Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как относиться к вскрытию тела (трупа)?

Темы: Похороны, Уважение, Смерть, Яков Шуб

Отложить Отложено

Здравствуйте. Меня интересует вопрос отношения к вскрытию тела (трупа). В России в настоящее время избежать помещения тела в морг и его вскрытия практически невозможно (судебно-медицинская экспертиза — обязательно, патологоанатомическая по закону может не проводиться, но на практике все равно проводится — «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года N 5487—1 ст. 48; Приказ министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 29 апреля 1994 г. N 82, раздел «О проведении патологоанатомических вскрытий»). Это существенно затрудняет проведение над умершим должных обрядов. Как должны действовать родственники в случае смерти близкого?

P.S. Я вполне отдаю себе отчет в том, что Россия — светское государство, а это в первую очередь примат права над религиозной традицией, и не хочу никого провоцировать, просто хочу знать, как обстоят дела в этой области.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Одним из наиболее тяжелых галахических вопросов является вопрос о вскрытии. С середины 18-го века, когда вскрытие тела после смерти получило большое распространение в связи с развитием медицины, крупнейшие раввины начинают изучать этот вопрос. Среди них Маарам Шик, Рав Яаков Эттленгер, автор Нода би-Йегуда и др. В Эрец-Исроэль эта тема остро стоит с 1947 года, когда был открыт медицинский факультет Еврейского Университета и появилась необходимость в проведении операций на мертвых телах — как для научных исследований, так и для тренировки будущих врачей-хирургов. Кстати, именно потому, что вопрос об операциях на мертвых телах не имел достойного решения, открытие медицинского факультета произошло на 22 года позже, чем открытие самого Университета. На протяжении 40 лет этот вопрос являлся предметом острых дискуссий, попытки узаконить подобные операции вызывали многочисленные акции протеста среди религиозного населения. И только с принятием в 1980 году Закона об анатомии и патологии было достигнуто соглашение по этому вопросу.

Поскольку в рамках нашего сайта невозможно детально разобрать все галахические аспекты вопроса, рассмотрим вкратце основные проблемы, которые могут возникать при вскрытии и операциях на мертвом теле.

1. Прежде всего, необходимо отметить, что человеческое тело после смерти не становится просто куском мяса, не имеющим никакой ценности. Поскольку при жизни человека тело служило сосудом, вмещающим душу — духовную субстанцию непосредственно из-под Трона Вс-вышнего, после смерти оно сохраняет особую святость, хотя душа покидает его. В какой-то мере человеческое тело можно сравнить со свитком Торы. Тот, кто находится рядом, когда душа покидает тело человека, обязан надорвать одежду. Тот, кто видел, как сгорел свиток Торы, также надрывает одежду. Кроме того, из покрытия свитка Торы, которое износилось, изготовляют специальную одежду для погребения.

2. Существует запрет надругательства над мертвым телом. Это запрет из Торы. По некоторым мнениям, источником данного запрета является запрет оставлять тело на ночь без погребения. Другие галахисты считают, что в его основе лежит заповедь «Возлюби ближнего как самого себя», т.е. запрет поступать с другим человеком так, как ты не хотел бы, чтобы поступили с тобой. По многим мнениям, на вскрытие и операции на мертвом теле распространяется этот запрет.

3. Существует заповедь погребения тела после смерти, которая также упомянута в Торе. Если какая-то часть тела не была погребена, то считается, что не было погребено все тело — заповедь не выполнена. Кроме того, в отношении этой части тела нарушается запрет не оставлять мертвое тело не погребенным на ночь.

4. Существует запрет оставлять тело не погребенным на ночь. Родственники умершего должны позаботиться о том, чтобы похоронить его в день смерти. В некоторых случаях, когда это нужно для того, чтобы оказать необходимые почести покойному, например, дождаться родственников, разрешается отложить похороны.

5. Существует запрет использовать мертвое тело и получать от него какую бы то ни было выгоду. По многим мнениям, это также запрет Торы.

6. Существует также запрет «кражи» у мертвого. Многие галахические авторитеты считают, что на вскрытие и операции на мертвом теле распространяется также и этот запрет. По некоторым мнениям, этот запрет остается в силе, даже когда речь идёт о спасении человеческой жизни.

Из сказанного следует, что родственники должны приложить максимальные усилия, чтобы похоронить умершего достойно, проявив необходимое уважение к нему в соответствии с еврейским законом. В экстренных ситуациях, когда необходимо вскрытие, например, для определения причины внезапной смерти или для оказания помощи в расследовании убийства и т.п., следует обратиться к компетентному раввину.

В заключение уместно привести рассказ из книги рава Ицхака-Айзека Сильвера Мишпэтэй Шалом (которая, с Б-жьей помощью, скоро выйдет на русском языке):

Это произошло, когда раби Исраэль Салантер жил в городе Ковно. Умерла одна женщина. Она была очень бедной и не оставила никаких денег. Начались разговоры о том, кто обязан участвовать в расходах на похороны и в самих похоронах. В похоронном бюро ближайшего города Слободка говорили, что этим должны заниматься жители Ковно. Те, в свою очередь, заявляли, что в подобной ситуации ответственность лежит также и на слободчанах. Когда люди громко спорили об этом, рав Салантер читал утреннюю молитву и уже закончил Крият Шма. Он собирался приступить к чтению молитвы Амида (обычно в этот момент запрещено прерываться). Услышав спор, рав встал, снял тфилин и позвал своих учеников. Он поговорил с ними, и после его слов все направились хоронить бедную женщину. «Ее некому хоронить, поэтому все остальные заповеди отступают на второй план», — сказал раби своим ученикам.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше