Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Знакомые евреи пытаются отвратить меня от соблюдения заповедей, а неевреи поддерживают. Как это понять?

Темы: Ненависть, Зависть, Тшува, Рав Реувен Куклин, Неевреи, Бней Ноах, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый Рав. У меня сложилась такая ситуация: я являюсь евреем по материнской линии, но в моем доме никогда раньше не исполнялись заповеди. К вере я стал возвращаться абсолютно по собственной инициативе. Среди моих знакомых есть очень много людей, которые тоже имеют еврейские корни, и вот как раз с ними у меня начались проблемы. Когда они узнали, что я начал соблюдать Субботу, отмечать еврейские праздники и отказался от свинины, эти «еврейские» знакомые стали относиться ко мне агрессивно, стали доказывать мне, что мои устремления глупы и опасны. А сколько я услышал от них про евреев, что и писать отвратительно. А вот как раз мои нееврейские знакомые отнеслись к моей вере даже с каким-то интересом. И вот многие мои знакомые евреи, которые исповедуют иудаизм, могут рассказать похожие истории. Так скажите, дорогой Рав, почему так происходит? Почему те, кто, как мне казалось, должны меня поддержать, оказались врагами мне? Спасибо, А.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый А.,

Вы задаёте интересный вопрос. Но Вы не первый, кто обращает внимание на эту «особенность». Об этом говорили уже мудрецы Талмуда. Сказано в трактате Псахим (49 б): «С большей ненавистью относятся амэй а-арец (невежды, те евреи, которые не удостоились изучать Тору) к талмидэй хахамим (мудрецам Торы), чем народы мира к евреям, а их жёны (жёны амэй а-арец) ненавидят талмидэй хахамим ещё больше, чем их мужья».

Мой учитель рав Мордехай Ароновский объяснил это место в Талмуде следующим образом:

Прежде всего, сказал он, нам нужно понять, каковы корни ненависти, что приводит человека к ней. Несомненно, корни ненависти могут быть различны. Один из самых часто встречающихся — зависть. Мы видим, что зависть привела братьев Йосефа возненавидеть его, как сказано в Торе в разделе Ваешев (Берешит 37, 4): «И увидели братья его (Йосефа), что его любит их отец больше всех его братьев, и возненавидели его».

А когда человек завидует другому? Ибн-Эзра в комментарии к разделу Итро (Шмот 20, 14) сообщает нам фундаментальный принцип: человек завидует другому только тогда, когда ему кажется, что он тоже мог получить то, что есть у его ближнего. Если же он осознаёт, что никогда не смог бы удостоиться этого, зависть не возникнет. Так, например, пишет Ибн-Эзра, простой крестьянин не позавидует юному аристократу, который женится на принцессе. Ведь крестьянин понимает, что у него самого нет и не было никакой возможности сделать это. А другой родовитый юноша, который также надеялся удостоиться руки принцессы, несомненно, загорится завистью, поскольку у него реально был такой шанс.

Из сказанного в трактате Шабат (89а) видно, что корень антисемитизма — также зависть. В глубине души народы завидуют, что Творец выбрал именно евреев для служения Ему (народам мира это также было предложено, но они отвергли это предложение, см. Сифри Дварим, 343).

Однако ненависть ам а-ареца к талмид хахаму сильнее ненависти нееврея к еврею, поскольку у каждого еврея есть возможность стать талмид хахамом, как пишет Рамбам («Законы изучения Торы» 3, 1): «Корона Торы лежит, приготовленная для каждого еврея… каждый, кто возжелает, придёт и возьмёт её». А народы мира уже не могут получить Тору (именно народы в целом, в индивидуальном порядке это возможно для каждого человека) с тех пор, как отказались от неё. Поэтому Талмуд утверждает, что ненависть ам а-ареца к талмид хахаму больше, чем ненависть нееврея к еврею.

Еврейке же стать женой талмид хахама ещё проще, чем еврею стать талмид хахамом (ведь она для этого не должна денно и нощно учить Тору, ей остаётся только решить для себя, за кого она желает выйти замуж). Поэтому ненависть жён амей а-арец ещё больше, чем ненависть их мужей.

Основываясь на сказанном, можно понять, почему Ваши еврейские и нееврейские знакомые по-разному реагируют на Ваше возвращение к вере. Евреи подсознательно чувствуют, ЧТО они теряют, не желая изучать Тору и исполнять волю Творца. Поэтому их реакция на всё, что связано с нашей религией, — ненависть. А у неевреев такой «проблемы» нет.

И ещё: евреи пытаются подсознательно оправдать своё поведение, свою «отдалённость» от Торы, поэтому реагируют подобным образом на её законы и евреев, исполняющих их.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте:

Кто же такой ам а-арец?

Когда жестоковыйность и дерзость достойны награды?

Материалы по теме

Тшува

Журнал «Мир Торы»

Человек, делая тшуву, показывает, что он не желает более совершать подобные действия и, если бы ситуация повторилась, он поступил бы по-другому, в соответствии с заповедями Творца.

Недельная глава Ноах. Семь заповедей Бней Ноаха

Рав Шломо Гольдман,
из цикла «Еженедельный раздел Торы»

Пути праведников. Зависть

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Зависть проистекает от несовершенства души.

Израиль и человечество 3. Цикличность: зависимость от Всевышнего и собственная значимость

Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»

Точно так же, как ребенок стремится освободиться от взрослых, но возвращается к зависимости, терпя провал, цивилизованный человек пытается освободиться от Б-га до тех пор, пока неудачами неминуемо не будет возвращен к исходной точке. Подобно тому, как чередование зависимости и независимости ведет к более высокому уровню понимания и зрелости отдельной личности, поднимающаяся спираль человеческого развития ведет к более высокому уровню Б-госознания. Эти три этапа познания формируют основу чередующейся схемы зависимости и независимости, которая характеризует историю человечества в целом.


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше