Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «В ком есть свойство наглости, творит многие преступления, одно за другим, и считает себя праведником».

Наглость /азут/ — это дурное качество в большинстве своих проявлений, оно противоположно качеству стыдливости. Стыдливый не мстит и жалеет, прощает и милует, а наглец и упрямец не прощает и не стесняется никого, но упорствует в своей наглости и строптивости, любое злое дело совершит и не постыдится. Об этом сказано: «Их сердца тверже скалы — отказываются раскаяться» (Ирмия 5; 3). И сказано: «Лица сыновей тверды, и сердца их крепки» (Иехезкель 2; 4).

Все добрые достоинства стыдливости противоположны применительно к наглости. Когда человек укрепляется в этом свойстве, — низок он в глазах людей, даже если он мудрец. И множество бед тянутся за наглостью, — наглец ведет себя нагло с людьми, и ему не избежать раздоров, ненависти и зависти. Наглец отказывается от своего отца[1] (Калла 1). Он не почитает почтенного и не жалеет старого, и все преступления, упоминаемые в Законе, легко преодолимы в его глазах, и он способен совершить их из-за своей великой наглости; и о нем сказано: «Наглый — в Гееном» (Авот 5; 20).

Наглый зовется злодеем, как сказано: «Злодей показывает свою наглость в гневе» (Мишлей 21; 29), а злодеи достойны осуждения, и отвратительны они пред Всевышним. И имя злодеев достойно осуждения, как написано:

«Да сгинет имя злодеев» (Мишлей 10; 7). О стыде сказано: «И научит смиренных Своему пути» (Теилим 25; 9), а о наглом сказано: «А путь злодеев искривит» (там же 146; 9).

В ком есть свойство наглости, творит многие преступления, одно за другим, и считает себя праведником. Потому-то мы и произносим в исповеди /видуй/: «Мы не настолько наглы и жестоковыйны, чтобы сказать пред Тобой, Всевышний, что мы праведны и не согрешили, — мы согрешили». Но когда преступник говорит: «Я не согрешил!» — вот дурное и болезнетворное качество. За это Всевышний осудит его и не пожалеет, как написано: «Я буду судить тебя за то, что ты говоришь: “Я не согрешил!” (Ирмия 2; 35), и сказано: “Кто скрывает свои преступления — не преуспеет, а того, кто признается и оставит дурной путь, — пожалеют и помилуют”» (Мишлей 28; 13). Путь наглости весьма далек от пути раскаяния и от пути добра, ибо о блуднице сказано: «Нагло говорит ему» (там же 7; 13).

Это очень дурное свойство: оно приводит человека к тому, что он срамит товарищей и бедных подобно тому, как сказано: «Нищий говорит с мольбою, а богатый отвечает нагло» (там же 18; 23). А уж тем более тот, кто презирает и срамит своих учителей, по своей великой наглости упрямо грубит упрекающим его, — это свойство сживает наглеца со света. И это свойство следует изгнать из своей души!

Но свойство «азут» весьма похвально, когда оно применяется к служению Всевышнему. Быть наглым и дерзким перед злодеями и не покорствовать им, не слушать их совета и не соглашаться с их ложью и мерзостями, и не льстить им! Нужно дерзать в исполнении заповедей и в тех случаях, когда люди насмехаются над этим. И нужно дерзать и спрашивать своих учителей, если чего не знаешь, и не стесняться в этом. И нужно быть дерзким, открывая людям их грехи и упрекая их.

Но там, где свойство «азут» достойно порицания, его нужно усмирять и пересиливать по силам своим. Ибо очень трудно избежать этого свойства, если не приложить всю свою силу и всю свою мощь. Нужно победить его и уничтожить в себе, когда оно преступно, но держаться его, когда жестоковыйность и дерзость достойны награды.

 


[1] Имеется ввиду, что наглость свойственна мамзерам (бастардам), и наглость человека показывает, что он бастард.

 


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.