Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Тора многократно повторяет список жертвоприношений глав колен?

Темы: Пятикнижие, Пожертвование, Мишкан, Колена Израиля

Отложить Отложено

Шалом!!! Мне задали вопрос, а я на него не смог ответить! Вопрос заключается вот в чём: в какой-то главе Торы (не помню точно, в какой) описывается количество утвари, которое каждое колено Израиля должно предоставить в Шатёр Откровения! Почему в Торе приводится один и тот же перечень для каждого колена по отдельности, а не сказано, что надо принести то-то и то-то и всем остальным коленам? Алекс

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Алекс,

Полагаю, что Вы имеете в виду сказанное в конце главы Насо (Бэмидбар 7). Там приводится перечень пожертвований, которые каждый из глав колен принёс Творцу. Этот перечень повторяется каждый раз при описании приношения следующего предводителя колена. Весь этот список пожертвований двенадцати глав колен повторяется на протяжении 70-и стихов (более 850-ти слов!).

Несомненно, у каждого человека, хоть немного знакомого с Торой, возникает недоумение при чтении этих неоднократно повторяющихся стихов: почему бы Торе не сказать вкратце что-то вроде: «Каждый из глав колен принёс такие-то и такие-то пожертвования». Как понять, что Тора, которая «экономит» каждое слово, каждую букву, так подробно говорит о пожертвованиях глав колен?

Ответ на этот вопрос следующий:

Повторяя перечень приношений каждого главы колена, Тора показывает нам, насколько дорого Творцу пожертвование каждого из них. Несмотря на то, что и другие главы колен дали подобные же пожертвования, Творец относится к приношению каждого из них с такой любовью, как будто это приношение единственное.

И таково отношение Творца к действиям каждого еврея. Мудрецы в трактате Санедрин (37а) говорят, что именно поэтому Творец создал Адама единственным — чтобы научить нас правильно понимать значимость наших дел: она такова, как будто каждый из нас — единственный человек в мире.

И ещё один важный вывод можно сделать из повторения этого списка. Творцу важны не сами приношения, а намерение приносящего. Отсюда мы учим: если человек делает всё, что в его силах, даже если это, на первый взгляд, какое-то незначимое, маловажное дело, Творец засчитывает ему, как будто он сделал большое, важное дело. Ведь человек действовал с самыми лучшими намерениями и приложил максимум усилий. Говорят мудрецы в трактате Менахот (110а): «Делает человек много, делает ли он мало, — самое главное, чтобы делал это во имя Небес».

Отсюда ясно, насколько важны и ценны для Творца все наши добрые дела. Да, есть, слава Б-гу, много евреев, которые выполняют те же самые заповеди, даже, может быть, на более высоком уровне. Но это никак не уменьшает значимость наших действий в глазах Творца: она такова, как будто каждый из нас один в Его мире. И если мы делаем всё, что в наших силах, в глазах Творца это — как дела самых больших праведников мира.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Кто поддерживает и разрушает миры?

Материалы по теме

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Мишкан — переносной Храм

Раби Йосеф Герц

Недельные главы Торы, которые начинают читать в эти дни полностью связаны с описанием Мишкана, о котором написана предлагаемая вам статья.

Каково отношение евреев к неевреям?

Рав Реувен Куклин

Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?

12 колен Израиля

Хава Куперман


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше