Темы: Золотой телец, Реувен Куклин, Моше, Пророчество
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Подскажите, пожалуйста, почему во время ожидания Моше с горы Синай был построен именно телец, а не какое-то другое животное? Иными словами, есть ли какой-то в этом смысл? Связано ли это с концом астрологической эры тельца? Спасибо.
Уважаемый…!
Конечно, есть смысл в том, что евреи в пустыне сделали именно изображение тельца, а не другого животного, ведь они были очень умными людьми, и мудрецы называли поколение пустыни дор дэа — «поколение мудрости». Ещё сказали мудрецы (Мехильта), что во время рассечения Красного моря пророческий дар даже у рабыни был более велик, чем у пророка Йехезкеля.
Чтобы понять, почему они сделали именно тельца, важно, прежде всего, знать, какова была их цель: собирались поклониться идолу или у них были другие намерения.
Пишет Рамбан, что у сынов Израиля не было намерения поклоняться тельцу, ведь они сказали Аарону (Шмот 32, 1): «Встань, сделай нам божество, которое шло бы пред нами; ибо сей муж, Моше, который вывел нас из земли Египетской, — не знаем, что с ним случилось». Понятно, евреи не думали, что Моше и есть Б-г и что он собственными силами творил знамения и чудеса. Если бы они хотели заняться идолопоклонством, зачем им было аргументировать свою просьбу тем, что Моше отсутствует? И ещё, они не сказали «сделай нам божество, которое даёт жизнь в этом и будущем мире», а сказали «сделай нам божество, которое шло бы пред нами».
Они просили сделать «другого Моше», говоря: тот Моше, который указывал нам путь от Египта до горы Синай — все переходы совершались «по слову Господа, (данному) через Моше» (Бэмидбар 9, 23), — исчез. Сделаем себе другого Моше, который будет указывать нам путь по слову Всевышнего. Поэтому они сказали «сей муж, Моше, который вывел нас», а не «Б-г, Который вывел нас». Им нужен был новый «человек Б-га», а не божество. Рамбан приводит ещё много аргументов в пользу того, что Израилю нужен был не идол для поклонения, а «проводник» вместо Моше.
Затем Рамбан пишет, что сыны Израиля не сказали Аарону, какую именно форму он должен придать тому, кто пойдёт перед ними. Что это будет телец, решил именно Аарон. Его намерение было следующим.
Евреи были в пустыне, месте необитаемом, где царит разрушение, а разрушение и запустение приходят в мир с севера (в духовном плане), как сказано у пророка Ирмиягу (1, 14): «…с севера начнётся бедствие для всех жителей земли этой», и в видении Колесницы сказано: «…и лицо быка слева у (каждого из) четырёх» (Йехезкель 1, 10). Следует, что бык находится в Колеснице слева, т.е. на севере (в Торе кедем — перёд — это восток). Поэтому он думал, что разрушитель укажет путь в месте разрушения, так как там велика сила его, и поскольку будут они там служить Всевышнему, сойдёт к ним дух свыше, как было с Моше, и проведёт их по пустыне.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Почему Аарон остался в живых, он ведь создал золотого тельца?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Тамуз • Пост 17-го Тамуза • Пять бедствий в один день • 17-е Тамуза в пустыне • Сделай нам идола • Восстановление порядка • Как были разбиты скрижали • Путь раскаяния • Прекращение постоянных жертвоприношений • Разрушение стен Иерусалима • Как Апустумус сжег Тору • Идол, внесенный в Храм • Законы, связанные с 17-м Тамуза • Между двумя постами
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Бенцион Зильбер
Чем медный змей лучше золотого тельца?
Рав Овадья Климовский
Что мы, евреи, знаем о последнем пророке?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
из книги «Дерех Ашем»
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Реувен Куклин
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Во времена, когда стоял Иерусалимский Храм, действовала особая заповедь — каждый взрослый мужчина должен был один раз в год пожертвовать половину шекеля, с тем, чтобы на эти деньги приобретались животные, необходимые для общественных жертвоприношений — ежедневные жертвы всесожжения (Олот) , дополнительные жертвы (Мусафим) , хлебные приношения и воскурения. При этом Тора запрещала приносить в этом году в жертву животных, купленных на деньги, собранные в прошлом (или ином) году.
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Овадья Климовский
Вопрос раввину о точных сроках египетского рабства
Рав Бенцион Зильбер
Если 70 человек спустились в Египет, как через 210 лет более 600000 вышли оттуда? Это математически невозможно.
Рав Берл Набутовский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Яков Шуб
Рав Овадья Климовский
Какие годы правильные?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
Рав Натан Агрес
Почему необходимо было вывести евреев из Египта так поспешно?
Рав Овадья Климовский
Чего опасался Йосеф?
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?