Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Статья р. Лейба Нахамана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день

Общие сведения

В кодексе еврейских законов[1] сказано, что каждый человек обязан ежедневно произносить по меньшей мере 100 благословений. Источником для этого закона послужили слова раби Меира, приведенные в трактате «Менахот» Вавилонского Талмуда[2], который вывел это из стиха Торы: «А теперь, Исраэль, что Г-сподь Б-г твой требует от тебя? Только чтобы боялся Г-спода Б-га твоего…»[3].

Как можно понять, что в этом стихе закодировано предписание произносить ежедневно по сотне благословений? Раши объясняет это так: «Слово “что” на Святом языке (ма) звучит примерно так же, как “сто” (меа)». Другими словами, фразу «Что Г-сподь Б-г твой требует от тебя» можно прочесть не с вопросительной, а с повествовательной интонацией, заменив слово ма (что) похожим словом меа (сто): «А теперь, Исраэль, сто (благословений) Г-сподь Б-г твой требует от тебя».

Рабейну Там[4] и рабейну Бхае[5] замечают, что если к слову ма (что) прибавить букву алеф, чтобы получилось слово меа (сто), то общее количество букв в этом стихе будет составлять ровно 100. В продолжение своих слов рабейну Бхае приводит стих из Теилим[6]: «Ибо так благословит Б-гобоязненный человек», в котором мы видим намек на то, что поистине Б-гобоязненный человек произносит ежедневно количество благословлений, соответствующее числовому значению слов «ибо так», которое равно 100.

Как в указанном стихе можно увидеть, что 100 благословений необходимо произносить ежедневно? В следующем после нашего стиха сказано: «Исполнять заповеди Г-спода и Его Законы, которые я заповедую тебе сегодня, чтобы тебе было хорошо»[7]. Дарование заповедей происходило много веков тому назад — почему же сказано «заповедую тебе сегодня»? Из этого мы учим, что получение заповедей Творца происходит каждый день заново, поэтому и благословлять Его мы должны ежедневно[8].

В кодексе «Арбаа Турим»[9] приведена идея из трактата «Брахот»[10], где из сказанного в Теилим[11]: «Благословен Г-сподь во все дни» — мудрецы выводят правило: «Каждый день воздавай подходящие этому дню благословения». Другими словами, следует ежедневно благословлять Творца за те блага — духовные и материальные, — которыми Он одаривает нас постоянно.

В книге «Керен Ора»[12] сказано, что поскольку в этом стихе говорится о том, что каждый из нас должен быть Б-гобоязненным человеком, в нем же сообщается способ, как этого качества можно удостоиться: с помощью ежедневного произнесения 100 или более благословений. Там же автор книги доказывает из другого места в Талмуде[13], что именно стократное повторение полностью вводит информацию в сознание человека настолько основательно, что она становится интегральной частью его мышления. Поэтому необходимо произнести не менее 100 благословений, чтобы восхваление и чувство благодарности к Творцу наполнили человека в полной мере и стали неотъемлемой частью его природы. С помощью этого человек сможет до конца ощутить, что все существующее в мире является результатом творения Всевышнего[14].

Заповедь из Торы или постановление мудрецов?

Многие авторитеты Торы считают, что ежедневная обязанность произносить 100 благословений является постановлением мудрецов[15]. В Мидраше[16] говорится, что постановление, обязывающее произносить ежедневно 100 благословений, было принято царем Давидом в то время, когда из-за жесточайшей эпидемии ежедневно погибало 100 человек, как наказание за то, что недостаточно благословляли и восхваляли Творца за даруемые Им блага[17].

Автор кодекса «Арбаа Турим»[18] приводит от имени одного из вавилонских гаонов, рава Натрунаи, что царь Давид вывел это правило из числового значения слова аль (по-русски — «на») фразы «находящегося на (высоте)» из книги пророка Шмуэля[19]. Числовое значение этого слова также равно 100. То есть в стихе, повествующем о высоком духовном уровне человека, в закодированной форме приведено число 100, из чего царь Давид делает вывод, что для того, чтобы прекратилась эпидемия, людям необходимо срочно установить тесную связь с Создателем. А что может помочь установить эту связь больше, чем ежедневное произнесение 100 благословений?!

Аналогичную идею мы встречаем и у Рамбама[20]: «Много благословений установили наши мудрецы, некоторые из которых — восхваление Творцу, другие — благодарение Ему, третьи — просьбы, обращенные к Нему. А цель всех этих благословений в том, чтобы помнить о Творце всегда, даже в те моменты, когда человек не получает телесных наслаждений (на которые он благословляет) и не совершает заповеди (на которые установлены специальные благословления)». В книге «Приша» сказано, что царь Давид своим святым видением постиг «тайну ста», являющуюся одним из элементов Каббалы.

По мнению автора книги «Ирэим»[21], заповедь произносить 100 благословений в день была установлена мужами Великого Собрания. Рабейну Бхае[22] пишет, что закон о 100 благословениях был принят самим Моше Рабейну, но затем был утерян. Царь Давид, узнав об этом, выдвинул специальный указ об обязательном исполнении этого закона[23]. Потом этот закон вновь был забыт и возрожден уже мудрецами Талмуда[24].

По мнению Раши, ежедневное произнесение 100 благословений заповедовано Торой[25]. Некоторые считают, что эта заповедь является частью Устной Торы, полученной Моше Рабейну на горе Синай[26]. Автор книги «Сфат Эмет»[27] пишет от имени своего великого отца и от имени великого каббалиста XIII века раби Менахема Реканати, что уже нашему праотцу Ицхаку была известна тайна 100 благословений, как сказано: «И посеял Ицхак в земле той, и получил в тот год во сто крат больше, ибо благословил его Г-сподь». Благословение Г-спода, в результате которого человек может удостоиться стократных результатов, снисходит на него в результате ежедневного произнесения 100 благословений во славу Творца.

О каких благословениях идет речь

В определенных случаях один человек может произнести благословение вместо другого, несмотря на то, что он сам в данный момент не должен был благословлять. В качестве благословения, необходимого для исполнения закона о 100 благословениях, засчитывается только то, которое человек был обязан произнести для себя[28].

Временные границы

В вопросе о том, с какого момента начинается отсчет суток для расчета 100 благословений, разошлись мнения законоучителей. Некоторые[29] считают, что день начинается и завершается с выходом звезд. Согласно другому мнению — с утра и до следующего утра[30]. За основу следует принять первое мнение, но, если по какой-либо причине человек не успел благословить нужное количество раз, он может восполнить недостающее число благословений уже после выхода звезд или положиться на мнение тех, кто считает, что время заповеди начинается и заканчивается с восходом солнца[31].

Освобождены ли женщины от этой заповеди?

Как известно, за исключением некоторых случаев, женщины освобождены от заповедей, ограниченных временными рамками. Каков закон в отношении их, когда речь идет о заповеди произнесения 100 благословений? И по этому вопросу существуют противоречивые мнения. Некоторые законоучители[32] считают, что женщины в полной мере обязаны исполнять эту заповедь, т.к. и они должны развивать в себе Б-гобоязненность. Другие наши учителя[33] пишут, что женщины от этой заповеди освобождены.

Очень дорогая заповедь

В Талмуде[34] сказано, что за каждое благословение человек удостаивается награды, которую можно условно приравнять к десяти золотым монетам. Автор книги «Орхот Хаим»[35] пишет, что Тора намекает на это в стихе книги Бемидбар[36]: «Ложка весом в десять золотых, наполненная благовониями для воскурений». Числовое значения слова «ложка» на Святом языке («каф») — 100, т.е. каждое из 100 благословений равно 10 золотым[37]. Согласно расчетам одного из видных знатоков Торы[38], в среднем за жизнь человек зарабатывает 18 105 000 золотых монет!

Интересный источник из Торы, подтверждающий слова Талмуда о том, что за каждое благословение человек получает плату, эквивалентную 10 золотым, приводит автор книги «Ор Заруа»[39]. Раб Авраама — Элиэзэр, пришедший сватать Ривку для сына своего господина, — дарит ей браслеты весом в 10 золотых. Ведь благодаря Ривке Элиэзэр удостоился дополнительный раз благословить Творца: «Благословен Г-сподь Б-г господина моего, Авраама»[40].

Говоря о заповеди произнесения 100 благословений, законоучители[41] подчеркивают, что в субботу, когда молитвы состоят из меньшего числа благословений, чем в будние дни, человек должен восполнить 100 благословений. Как он их восполняет? Либо благословляя на плоды, либо отвечая «амен» на благословения тех, кого вызвали к Торе в синагоге («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 284:3 и 290:1). А в Йом Кипур — только отвечая «амен».

Для большей наглядности перечислим произносимые нами благословения, с тем чтобы убедиться, насколько просто можно исполнить эту заповедь в будние дни и чтобы посчитать количество благословений, которые нам нужно постараться дополнить в субботу и праздники.

Итак: каждое утро мы благословляем на омовение рук, после посещения туалета, за возвращение души, 3 благословения на Тору и 15 утренних благословений. Далее: 2 благословения, приуроченные к предваряющим молитву песнопениям, восхваляющих Творца («Псукей дэ-Зимра»), 3 благословения, относящиеся к чтению «Шма, Исраэль» и 19 благословений, составляющих будничную молитву «Амида». Во время дневной молитвы Минха: 19 благословений «Амиды». Вечером в «Маариве»: 4 благословения, относящиеся к чтению «Шма, Исраэль», 19 благословений «Амиды», а также благословение перед сном. Итого: 88.

Даже в те дни, когда нет общественного чтения Торы в синагоге и, соответственно, не прибавляются дополнительные благословения, довольно просто восполнить 12 «недостающих» благословений. Ведь благословения произносятся и перед тем, как облачиться в талит или наложить тфилин, и перед тем, как что-то съесть или выпить, и желая насладиться приятным природным ароматом растения или плода. Если съел или выпил определенный объем, — удостоился благословить после приема пищи или питья. В случае трапезы с хлебом — это целых 6 благословений: на омовение рук, на хлеб и благодарственная молитва после трапезы, которая состоит из четырех благословений.

В субботу и в праздники, хотя «Амиду» молятся на один раз больше, все же общее число благословений, составляющих «Амиду» в эти дни, гораздо меньше. В каждой молитве их всего 7 вместо будничных 19, а в среднем за праздничный или субботний день получается на 29 благословений меньше. В субботу и праздники не накладывают тфилин, что ашкеназов «лишает» еще двух благословений, а сефардов — одного. С другой стороны, в субботу 2 раза произносят «Кидуш» и устраивают 3 обязательных трапезы с хлебом, что прибавляет к общему числу благословений дополнительно еще 18. Специалисты подсчитали, что число благословений, которые естественным образом получается произнести в первый день Рош а-Шана — 82, во второй — 81, в пост Гедальи — 98, в Йом Кипур — 68, в первый день Суккота — 82, в субботу, которая приходится на Суккот — 86, в Шмини Ацерет — 80, в первый день Песаха — 87, в последний — 76, в субботу между ними — 82 и т.д.

Как мы видим, чтобы в субботу и праздники достичь необходимого числа благословений, нам нужно, как это было упомянуто, постараться побольше наслаждаться плодами, сладостями и ароматом благовоний, а также отвечать «амен» на благословения тех, кого вызвали для общественного чтения Торы и отрывка из «афтары». В таком случае можно быть спокойным, что заповедь произносить 100 благословений будет исполнена в лучшем виде.

На награду за исполнение заповеди произнесения 100 благословений и на способ восполнения недостающих в субботу благословений (их около 20), мы находим намек в следующем стихе из «Песни Песней»: «…эта тысяча тебе, Шломо, а двести — охраняющим плоды его. Живущая в садах! Внемлют голосу твоему друзья»[42]. Тысяча — это награда за 100 благословений — по 10 золотых за каждое. Двести — это награда за 20 недостающих благословений. Охраняющие — это те, которые соблюдают субботу, т.е. молятся субботние молитвы, в которых меньше благословлений, чем в молитвах будних дней. Дополняют их до 100, произнося благословления на плоды. Живущая в садах — это община Израиля, находящаяся в синагоге. Внемлют голосу твоему друзья — это те, кто слушает, как его друзья, которых вызвали к Торе, благословляют на нее и отвечают амен на их благословения, чтобы восполнить число произнесенных им в субботу благословлений до 100[43].


[1] «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 46:3.

[2] 43б.

[3] Дварим 10:12.

[4] «Минахот», там же.

[5] Дварим, там же.

[6] 128:4.

[7] Дварим 10:12.

[8] «Тофаот Рээм», 255:1.

[9] «Орах Хаим», гл.46.

[10] 40а.

[11] 68:20.

[12] «Минахот», там же.

[13] «Хагига», 9:2.

[14] Маарам Шик, «Минахот», там же.

[15] Рамбам, «Сэфер а-Мицвот», шореш 1; см. также «Сдэ Хэмед», ч.3, маарэхет «хет», п.34.

[16] «Бэмидбар Раба», 18:21.

[17] «Левуш», гл.46.

[18] Там же.

[19] 2:23:1.

[20] «Яд а-Хазака», «Илхот Брахот», 1:3.

[21] П. 225.

[22] «Кад а-Кэмах», «Браха».

[23] Подобно этому пишут автор книги «А-Маниг», «Диней Тфила», стр.27 и Авудраам, «Биркат а-Мицвот вэ-а-Мишпатэйем».

[24] «Махзор Витри», п.1; «Шиболей а-Лекет», «Иньян Тфила», п.1.

[25] См. «Сдэ Хэмед», там же.

[26] Рав Х. Паладжи в книге «Яфэ ле-Лев» от имени автора книги «Смухим Лаад».

[27] Берешит, «Толдот».

[28] «Тэила ле-Давид», «Орах Хаим», 46:1.

[29] «Бэ-Цель Хохма», ч.4, п.155.

[30] «Торат Хаим», 46:10.

[31] «Тшувот вэ-Анагот», ч.2, п.129.

[32] «Яшив Мошэ», стр.19 от имени рава Эльяшива.

[33] «Алихот Шломо», «Тфила», 22:25; «Шевет а-Леви», ч.5, п.23.

[34] «Хулин», 87а.

[35] 4а.

[36] 7:14.

[37] И также пишет Рабейну Бхае в книге «Шулхан Шель Арбаа», шаар 1.

[38] «Торат Мошэ», «Экев».

[39] Ч.1, «Илхот Кисуй а-Дам», п.399. Подобно этому мы находим также в книге «Рокеэх», «Илхот Брахот», п.320.

[40] Берешит 24:27.

[41] «Мишна Брура», 46:14.

[42] Шир а-Ширим 8:12, 13.

[43] Приведено в книге «Тирош Ицар», 98:14.


Тот, кто смешал с водой муку, произведенную из одного из пяти основных видов злаков, и не испек полученное таким образом тесто в течение установленного времени, — создал хамец,т.е. тесто успело закваситься. Читать дальше

Хамец

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Смысл запрета хамеца в праздник Песах

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель

Закваска и хамец символизируют гордыню, которая разрушает душу человека. Дата и способ уничтожения квасного служат важным уроком для всех нас.

Продажа хамеца

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Тот, кто владеет большим количеством квасного и не хочет уничтожать его перед Песах, поскольку понес бы в таком случае значительные убытки, может продать его нееврею.

Ночь Седера

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера