Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография выдающегося хасидского наставника

Раби Йеуда-Арье-Лейб бар Авраам-Мордехай Алтер из Гуры (Сфат Эмет; 5607—5665 /1847—1905/ гг.) — выдающийся знаток Талмуда и хасидский наставник.

Родился в первый день месяца адар 5607 /1847/ года.

В восьмилетнем возрасте лишился отца и воспитывался в доме своего деда, р. Ицхака-Меира Алтера (Хидушей Арим; см.), основателя хасидского «двора» в городке Гура (Гура-Кальварья), расположенном южнее Варшавы. После смерти деда, последовавшей в 5626 /1866/ году, стал учеником р. Ханоха-Эниха из Александра (см.).

В 5630 /1870/ году, в возрасте двадцати трех лет, р. Йеуда-Арье-Лейб возглавил общину в Гуре. Тысячи, а затем десятки тысяч хасидов со всей Польши устремились к нему за благословением и советом.

В своих наставлениях он всегда ставил в центр хасидского служения углубленное изучение Торы — его деятельность в значительной степени способствовала сближению хасидского движения и его противников из лагеря «литваков».

Р. Йеуда-Арье-Лейб написал пятитомный комментарий на Пятикнижие, названный Сфат эмет (Язык истины).

Эта книга стала аутентичным выражением хасидского мировоззрения; автор включил в нее целый ряд толкований, полученных им по цепи традиции — от р. Ицхака-Меира из Гуры.

В то же время в книге получил развитие мистико-исторический подход к пониманию Торы, намеченный выдающимся еврейским мыслителем Мааралем из Праги (см.): сокровенные кабалистические идеи облекаются в покровы этических концепций и сравнительно-исторических обобщений.

Книга пользовалась столь значительным успехом среди хасидов всех направлений, что ее автора стали называть по заглавию книги — Сфат Эмет.

Его перу принадлежит трехтомный сборник аналитических заметок к двум разделам Талмуда — Моэд (Праздник) и Кодшим (Святыни).

Эта книга, также получившая название Сфат Эмет, широко изучается знатоками Торы по всему еврейскому миру.

Р. Йеуда-Арье-Лейб Алтер, Сфат эмет, умер в Гуре пятого швата 5665 /1905/ года.

Во главе хасидской общины его сменил сын р. Авраам-Мордехай из Гуры (Имрей эмет; см.), который с началом гитлеровской оккупации Польши перенес свой «двор» в Йерушалаим.

с разрешения издательства Швут Ами


Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается. Явление антисемитизма почти столь же древнее, как и сам еврейский народ; явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 14. Почему мировая история изобилует примерами антисемитизма, если предполагается, что Б-г защищает евреев?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Песни Пасхальной ночи и кровавые пасхальные наветы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.

История еврейского народа 66. Евреи Франции после II крестового похода

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.

Тьма перед рассветом 5. Катастрофа

Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»

Катастрофа и возвышение через страдание