Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рав Реувен Пятигорский

БлОготворительность

Об авторе Написать напрямую Все записи автора списком

Недельный раздел "Цав" плюс пара слов за Песах

20 марта 2010, 18:31

Отложить Отложено

§1. Одна из тем раздела – уважительное отношение к людям.

Впрочем, если читать текст Торы обычным образом (пусть даже очень внимательно), вроде бы на эту тему не найдешь ни слова. Но Тора, кроме прямого текста, предлагает людям и множество самых разнообразных намеков, неявных указаний и прямых "подсказок".

Например, написано в нашем разделе, практически в самом его начале, что огонь на жертвеннике Храма должен гореть всю ночь (Ваикра 6:2):, "А огонь жертвенника – будет гореть на нем".

На иврите это звучит так: "ואש המזבח תוקד בו, Веэш амизбэах тукад бо". Слово "бо" означает "в нем", но все понимают (и переводят на русский) "на нем"[1]. Небольшая несуразица – вместо алав, "на нем", Тора написала бо, "в нем", хотя смысл, в принципе, понятен.

Но вот на что указали мудрецы, комментируя этот стих.

"Пусть горит в нем" – пусть желание выполнить заповедь "горит" в том, кто ее выполняет. Жертвенник полон огня, человек наполнен заповедью. Она, заповедь, как бы горит в его душе. От него исходит жар, или точнее сказать – Огонь Торы, Эш-Атора. Этот огонь светит у него внутри, не обжигая окружающих. Человек "горит" сам, но не сжигает других.

Об этом и говорит Тора: гори сам, пылай энтузиазмом, полыхай радостью исполнения – но не сжигай других.

То же самое можно прочесть в Талмуде (трактат "Сукка" 28), в рассказе об учениках Илеля, учителя Торы, жившего ровно две тысячи лет назад. Про одного из учеников, по имени Йонатан бен Узиэль, говорится, что, когда он сидел и учился, пролетавшие птицы сгорали от огня, стоявшего над ним в виде столба пламени. И все, кто это видел, спрашивали: если таково величие ученика, насколько велик его учитель?

Действительно, если над раби Йонатаном сгорали птицы, то – что должно было происходить, когда они пролетали над Илелем? Уж вроде бы, больше чем сгореть нельзя.

На этот вопрос отвечает "Сфат-Эмэт", толкователь текста Торы и Талмуда: величие учителя проявлялось в том, что над ним птицы не сгорали. Учитель учил Тору с не меньшим жаром, чем ученик. Но жар его души был внутри него, он не пробивался наружу и никому не приносил вреда. А это и есть уважительное отношение к людям.

Об этом сказано: "огонь жертвенника горит в нем". Только в нем, так что окружению нет никакой опасности. То же самое с человеком, выполняющим мицву: он ею наполнен, он ею "горит", но вреда окружающим от не него не происходит. Не должно происходить.

§2. К теме об уважительном отношении к людям.

Рав Зонненфельд, бывший долгое время главным раввином Иерусалима (примерно сто лет назад), отличался необычайной требовательностью ко всему, что связано с выпечкой мацы для Песаха. Он считал, что маца должна быть: 1) выполнена по все правилам, 2) вкусной и приятной для тех, кому предстоит ее есть в ночь Седера.

Однажды один из его помощников пожаловался на пекаря "мацепекарни"[2], который, по его мнению, недостаточно тщательно размешивал тесто, что могло привести к уплотнениям и утолщениям в листе мацы (что запрещено законом). И ожидал этот помощник от своего раввина самой строгой реакции в адрес пекаря.

Однако вот что ответил ему рав Зонненфельд: "Я могу пойти к этому пекарю и попросить его работать старательней. Но учти, он бедный человек, работает по найму, получает сдельно. Заставить его приложить большие усилия – значит, уменьшить его выручку. Поэтому я предпочитаю увеличь молитву, чтобы маца, которая печется из его теста, получилась кашерной, но не создавать ему проблем".

§3. Выше мы написали о том, как растолковал стих Торы мудрец по имени "Сфат-Эмэт". И не указали, что было тому мудрецу в момент его толкования чуть более шести лет.

Несколько слов об этом эпизоде. У выдающегося талмудиста и праведника, раби Ицхака Меира из Гур (1799-1866), лидера большого хасидского движения, было много внуков. Любил Гурский ребе устраивать им экзамены. Каждую субботу он просил их поделиться с ним своими "открытиями" в недельном разделе Торы. Требовалось дать оригинальное толкование какого-либо стиха.

Шла неделя, когда читался раздел "Цав". Слово взял маленький Лейбеле: "В начале раздела сказано: "И огонь жертвенника будет гореть в нем". Здесь имеется в виду священник Храма (!), занятый жертвоприношениями. Пусть его сердце, подобно жертвеннику, будет всегда полно священного огня. Но отсюда можно выучить, что также и мы, призванные служить Торе, должны "гореть", выполняя ее заповеди".

Нестандартное толкование стиха настолько поразило присутствующих, что в комнате воцарилась тишина.

Раби Ицхак Меир привлек к себе мальчика, поцеловал его и сказал при всех: "Нет сомнения, этот мой внук добьется великих высот в Торе и станет руководителем народа".

Так и произошло, пророчество дедушки полностью сбылось. Прошли годы и раби Йеуда Лейб Алтер из Гур (1847-1905), автор выдающейся книги "Сфат-Эмэт", занял пост своего деда.

§4. И самая последняя драша получена нами совсем недавно от одного из учеников московского колеля, что в Лучникове переулке.

Сказано: "Будет гореть в нем". Вся любовь еврея к Торе, ажиотаж и энтузиазм в деле исполнения заповедей, святое горение и полыхание пламенем, – все это в нем, внутри! Но не снаружи. Чтобы люди не уличили еврея в нескромности.

Ибо Тора не арена. А выполнение мицвот – не спектакль.

 



 

[1] Речь идет о жертвоприношении ола, что переводится как жертва всесожжения. Это слово женского рода. Поэтому если на этой жертве говорит огонь – то надо сказать "на ней". А если смысл стиха: "на жертвеннике горит огонь", то не понятно, зачем повторяться: "огонь жертвенника горит на нем, на жертвеннике".

 

[2] Не я придумал это слово. Наберите в gugle – и получите полную легимитацию этого несколько несуразного термина.

Теги: Недельный раздел, Праздники