Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кто не рискует, то не пьет шампанского? Возможна ли жизнь без риска?

Темы: Награда, Предназначение, Деньги, Благословение, Изучение Торы, Заработок, Характер, Опасность

Отложить Отложено

Добрый день! Просьба адресовать вопрос Раву Меиру Мучнику.

Какой взгляд Торы на финансовый риск? В мире говорят: «Кто не рискует, тот не пьет шампанского». А что говорит Тора? N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Вы задаете интересный вопрос.

Кто не рискует вообще, тот не живет

Начнем с того, что полностью избежать рисков в жизни, финансовых или каких-либо еще, невозможно. Выходит человек на улицу — кто гарантирует, что пьяный водитель не въедет на тротуар или остановится на красный? Садишься в автобус, машину или самолет — тоже: кто гарантирует, что не произойдет катастрофа? Останешься дома — кто гарантирует, что не взорвется газ или не произойдет землетрясение?

И в финансовом плане тоже: как нам хорошо известно из опыта, вполне может ударить кризис: нагрянет «черный лебедь» и обрушит экономику. Бизнес, в который вложены деньги, может прогореть, да и банк, где они, казалось бы, лежат в безопасности.

Так устроен свет потому, что, если бы всё было безопасно и никогда не случались никакие беды, человек быстро утратил бы всякую связь с Б-гом и, более того, сам смысл жизни. Ведь жизнь — это чувства, мысли и действия. А эмоции мы испытываем обычно в связи с тем, что волнует.

Что-то произошло не так — почему??? Или знаем по опыту, что может произойти не так — ой, как же этого избежать? Отсюда — мысли, разбор полета и изобретение способов избежать проблем и несчастий в будущем. И — действия, осуществление мыслей. И — молитвы Б-гу о помощи, а то ведь, даже когда действуем, не всегда получается. А когда получается — радость, слава Б-гу, что всё так хорошо образовалось, ведь могло быть настолько хуже! 

Если же можно было бы устроить, чтобы всё всегда было хорошо и не было никаких рисков, и ситуация не могла бы ухудшиться, то и волноваться было бы не о чем, и думать не о чем, и делать нечего, и радоваться нечему — после того, как всё устроено и «приехали». И осталось бы людям быть бесчувственными и бездумными автоматами, делающими всё машинально. Без всяких поводов для шампанского. Что им очень быстро надоест и наведет на суицидальные мысли.

Так что какая-то степень риска в жизни неизбежна. В том числе и финансового. Без бизнеса не может быть экономики, тем более — процветания, поэтому кто-то должен этим заниматься. А бизнес — это всегда риск. Вкладываешь деньги — кто гарантирует, что хорошо пойдет?

Другое дело — степень риска и тип людей, которые должны рисковать.

Понятно, что в упомянутых выше случаях, хотя нет гарантии, что всё будет хорошо, обычно все-таки несчастья не происходит. Подавляющее большинство пешеходов на улице и пассажиров машин и самолетов добираются до места назначения благополучно. И те, кто остается дома, обычно не оказываются погребенными под его развалинами. И большинство вкладчиков в нормальных банках не теряют свои деньги. Поэтому все эти действия не считаются рискованными и опасными, и, конечно, это делать можно и очень часто нужно.

Если же конкретное занятие явно подразумевает более высокий процент риска и этого занятия можно избежать, то Тора говорит четко: не следует ставить себя в опасное положение и не следует полагаться на чудо, на то, что Б-г спасет. Он может и не спасти, а если и спасет, может сделать это за счет наших заслуг — и число наших заслуг уменьшится (Шабат 32а). Выводится это из наказа Торы: «Не испытывайте Господа, Б-га вашего…» (Дварим 6:16).

В бизнесе — не так однозначно. Разумеется, там тоже следует избегать чрезмерных рисков, если возможно. Но в том-то и дело, что не всегда возможно. И тогда вопрос звучит по-другому: каким именно людям стоит идти на риски?

Кому шампанского?

Ибо люди тоже бывают разные.

Так следует из комментария рава Мекленбурга[i] к Торе, к стихам, в которых говорится о знаменитом партнерстве колен Иссахара и Звулуна: последний занимался бизнесом и поддерживал первого, посвятившего себя Торе (а тот платил частью своей награды за изучение Торы).

Благословляя их, Яаков говорит (Берешит 49:13): «Звулун у брега морей будет жить и у пристани корабельной, и предел его до Цидона». То есть Звулун будет заниматься торговлей — что в ту эпоху означало путешествия в заморские страны на кораблях. Которые вполне могли пойти ко дну. Это в последние два века мы избалованы поездами и самолетами, да и относительно безопасными кораблями, а тогда…

Об Иссахаре же Яаков, в частности, говорит (там же 49:15): «И увидел он, что покой хорош». Иссахар предпочел покой, который необходим для того, чтобы посвятить себя Торе. А то у Звулуна-торговца покоя нет: вечно на море с его штормами, и просто страшно, и реально опасно. Постоянная забота о том, выживешь ли, сумеешь ли заработать. Если всё пройдет успешно, то сумеешь, и немало, но риск велик, и велика тревога. Поэтому такой человек не может посвятить себя Торе и как следует ее изучать, для этого нужно более спокойное состояние души и разума.

Вот и получается, что на деле нужно «разделение труда». Кто-то должен заниматься бизнесом, а то «Если нет мукИ — нет Торы» (Авот 3:17). Но кто-то, разумеется, должен заниматься и самой Торой. И разным людям поэтому даны разные характеры и способности.

Тот, кому следует заниматься бизнесом, наделен соответствующим чутьем, чтобы риск не был безумным, — но также и определенной уверенностью и даже несколько рисковой и авантюристической жилкой. Чтобы на тот риск, что в бизнесе неизбежен, шел спокойно, не теряя голову и не умирая от страха. А тот, кому следует посвятить себя Торе (а сегодня и другим наукам, необходимым для общества: медицине, юриспруденции и т. д.), наделен соответствующими умственными способностями — но также и менее авантюрными наклонностями. Естественным образом страшится риска и предпочитает «покой». Такому и не надо рисковать.

Это же, кстати, относится и к другим профессиям. В нашем неидеальном мире нужны солдаты и полицейские, пожарные и спасатели — но не все обязаны ими становиться. Скорее — те, у кого соответствующий характер. (Правда, за последний год нам пришлось вспомнить, что относительно более спокойная профессия врача иногда тоже становится опасной. Как и другие, требующие контакта с людьми, типа профессии таксиста. Ну, тут уже, как сказано, стопроцентных гарантий никогда не бывает).

Сколько шампанского?

Наконец, Талмуд (Бава Мециа 42а) говорит: человеку следует разделить свои денежные средства на три части: одну часть вложить в землю, другую — в бизнес, третью — иметь на руках. Маарша[ii] в своем комментарии поясняет: вклад в землю — самый надежный, она никогда полностью не обесценится, но также — и относительно менее прибыльный. Вклад в бизнес — более прибыльный, но и более рискованный. Наконец, часть денег следует иметь на руках для непредвиденных расходов. Как поясняют комментаторы, это утверждение не значит, что так буквально и надо всё делить, ровно на три части и именно такие. Главный посыл в другом:

Во-первых, следует диверсифицировать и не складывать все яйца в одну корзину. Выводится это правило из действий Яакова, когда он оказался лицом к лицу с опасностью — ему предстояло встретиться с Эйсавом. Тогда на кону были не деньги, а сама жизнь, и Яаков, среди прочего, разделил свой лагерь на две части: если Эйсав поразит одну, то хотя бы другая уцелеет (Берешит 32:8-9). Отсюда урок для всех сфер, включая и финансовую.

А во-вторых — в целом стремиться к умеренности и балансу. Рисковать, но не ставить всё на кон. Иметь и более надежные вложения, пусть и менее прибыльные. Чтобы была подушка безопасности.

Так что Тора, конечно, не оспаривает факта: кто не рискует, тот не пьет шампанского. А его испить не грех. Но — достаточно испить в меру, необязательно напиваться. Да и не всем оно так необходимо. Поэтому, даже если любишь шампанское и готов идти на риск, иди — но не ставь всё на кон, не иди ва-банк. Умей вовремя останавливаться и избегать чрезмерных рисков.

А можешь и предпочесть покой и иные типы наслаждения, например, интеллектуальное, от изучения Торы, моральное, от помощи людям. Если эти удовольствия заменяют тебе шампанское, то, пожалуйста, можешь его и не пить, оно, значит, создано для других людей. Каждому свое благо и свой путь к его обретению, и свой вклад, который он при этом вносит в совершенствование мира.

Да обретет каждый из нас в этом мире свой удел и внесет свой уникальный вклад!

С уважением, Меир

 

[i] Раби Яаков-Цви Мекленберг (5545-5625 /1785-1865) — комментатор Пятикнижия.

[ii] Раби Шмуэль-Элиэзер бар Йеуда Алеви Эйдельс (5315-5392 /1555-1631, Польша) — выдающийся законоучитель и комментатор Талмуда.

 

Материалы по теме


Недельная глава повествует, как Йосеф выходит из темницы и, разгадывая сон фараона, становится фактическим правителем Египта. Также в этой главе происходит первая после долгого времени встреча Йосефа с братьями. Подробнее — читайте в этом материале. Читать дальше