Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот, кто чувствует себя уверенно в этом мире, чужак на небесах. И наоборот»Рабби Иехиэль-Михл из Злочева

Век свободы не видать

03 апреля 2011, 16:17

Отложить Отложено

 

 

 

 

А давайте попробуем разобраться, что такое свобода.

 

Та самая, за которую жертвуют своими (но все больше - чужими) жизнями.

Та самая, под знаменами которой свергают диктаторов - для того, чтобы на их место усадить новых, еще более кровавых.

Та, в честь которой устанавливают идолов памятники и сочиняют резвые марши.

Та,  во имя которой накладывают резолюции, принимают конвенции и устраивают ковровые бомбардировки.

 

Думается, что никто не будет оспаривать, что свобода - это независимость от внешнего давления, принуждения и влияния, а также способность самостоятельного выбора - полностью самостоятельного, вопреки любому давлению, принуждению и влиянию.

И вот здесь наблюдается интересный момент: кроме грубого насильственного давления, ограничивающего свободу личности (диктатура власти, судебной системы или просто "хозяина") - существует более мягкий вид принуждения: "влияние времени". И если в первом случае человек остро чувствует свою несвободу (а значит - пытается как-то ей противостоять), то во втором - ему внушается, что "это то, что тебе надо", "весь цивилизованный мир так делает" и "ты сам этого хочешь" (а следовательно - в корне уничтожается всякая мотивация к сопротивлению, человек превращается в "зомби").

Веяния времени не способны держаться вечно - поэтому в какой-то момент они, исчерпав себя, постепенно и ненасильственно (или насильственно и сразу) заменяются на другие, более "современные".

 

Три тысячи лет назад никто не видел в рабстве ничего плохого. Никому в голову не пришло бы менять традиционные устои из-за каких-то соображений вроде "прав человека" или "гуманизма".

Такое было "время". 

 

Со временем человечество "выросло" из рабства - и занялось простым "завоеванием жизненного пространства". "Отсталость" некоторых народов никем не подвергалась сомнению, а потому - "передовые" государства присоединяли к своим коронам гигантские колонии без зазрения совести.

"Время" такое, ничего не поделаешь.

 

Но пришло другое время - и колонии были выброшены на "самоопределение". Остался просто расизм. Нет, не какой-то оголтелый, когда черных, желтых или красных отстреливают пачками, а так, "кухонный": "Ежу понятно, что часть человечества лишь недавно спустилось с пальмы - а потому пусть скажут спасибо, что мы их терпим".

И не потому, что люди тогда были плохие, просто такое было "время".

 

Но и это время ушло. На смену "кухонному расизму" пришел следующий перекос - "комплекс вины белого человека". Все поколения "передовых" народов вечно виноваты в том, что у черных, желтых и красных в прежние жестокие времена гранаты были "не той системы". А потому - надо строить "мультикультурное общество" со всеми вытекающими. Место расовой дискриминации заняла дискриминация "позитивная": исправленные политические и экономические доктрины, преимущество "гостей" в конкуренции, скидки при получении образования и всевозможных льгот, взирание сквозь пальцы на криминальные способности "новых граждан"...

Ну да, "время" такое.

 

Постепенно версия "мультикультурного сосуществования" себя изживает. К чему это приведет - к большой войне или следующему перекосу - мы предсказывать не беремся. Ясно одно: новое "время" будет ничем не лучше и не хуже всех предыдущих. Это понятно любому, кроме полезных идиотов наивных оптимистов, которые с неизменным телячьим восторгом и комсомольским задором готовятся встретить "время всеобщей справедливости и процветания", которое наконец-то придет (ага, именно в их поколении, а как же).

 

Именно об этом сказал раби Йуда Алеви: "עבדי זמן - עבדי עבדים הם, עבד ה' - הוא לבד חפשי" - "Рабы времени - рабы рабов. Только раб Вс-вышнего свободен".

Законы Вс-вышнего - вечны. И никакие "влияния времени" на них не влияют.

Это касается не только законов природы. Это касается и законов Торы. Так же, как закон сохранения энергии не нуждается в "корректировке под современные реалии" и в "реформе", так же, как человек подчиняется закону притяжения, не становясь при этом рабом - точно так же свободен тот, кто провозглашает свою независимость от "веяний времени", подчиняясь законам Торы.

Это - единственный вариант свободы. Других нет.

Это, конечно, не спасает от попыток "рабов времени" ограничить нам ту свободу, о которой они так громко кричат на каждом углу.

Это не спасает от ненависти в наш адрес (по принципу "кто не с нами - тот против нас").

И - да, это их сильно раздражает. По той же причине, что и всегда: при одном взгляде на свободного человека - раб остро чувствует (даже подсознательно) собственную несвободу.

 

Эту свободу нельзя купить, завоевать или провозгласить.

Ее можно получить.

Если сильно постараться. 

Так, как мы получили ее при выходе из Египта - еще тогда, когда никому в голову не пришло бы освобождать рабов.

Так, как мы получали ее каждый год с тех пор - в еврейских местечках, в тесных гетто и в газовых камерах.

Так, как мы собираемся снова получить ее в этот Пейсах.

 

 

P.S. Думаю, уместно привести здесь в качестве иллюстрации авторский перевод предисловия к книге "סוף מעשה" ("The End of the Tale"):

 

В одной далекой стране жил-был властитель. Он очень любил всякие развлечения. Он постоянно закатывал разные банкеты, которые продолжались до утра. А днем он отсыпался. Понятно, что при таком распорядке - у него отсутствовал всякий порядок. Опоздания на важные политические мероприятия и отмена государственных встреч в последний момент - были у него в порядке вещей.

И вот, в один прекрасный день, он решил изменить такое положение дел.

Нет, он не отказался от ночных банкетов. Он просто решил подстроить ход времени под свой беспорядочный образ жизни.

Был принят указ, объявляющий, что отныне все часы государства будут зависеть от властителя. Каждый день в тот момент, когда он продирает глаза - часы устанавливаются на 8.00. И абсолютно неважно - утро сейчас, день или вечер.

 

И началось.

Вначале всё внимание граждан было занято тем, чтобы ежедневно установить свои часы на "правильное" время. Но проблема была решена очень быстро. Местный завод точных приборов разработал и выпустил новейшую модель часов, которые автоматически настраивались на общегосударственное время, подчиняясь радиосигналу из Центра Установления Времени при резиденции властителя.

В стране начался хаос. Простая операция по выставлению будильника превратилась в головную боль. Никто не знал, когда он зазвенит: через пять часов, через десять или через час. Элементарно выспаться стало невозможно. Люди стали уставшими и раздражительными. Произошел ряд крупных аварий в промышленности, на транспорте и в различных хозяйственных областях. Биржа обрушилась. Отношения с соседними странами вошли в полосу "резкого охлаждения". Напряжение в стране дошло до предела.

 

Когда хаос достиг своей кульминации - произошел переворот. Армия при широкой поддержке народных масс смяла охрану правительственной резиденции, и под лозунгом "Пришло время разобраться со временем!" повстанцы сбросили большие часы с Главной башни, арестовали властителя и установили Правительство переходного периода.

Всеобщее воодушевление распространилось по стране, граждане с нетерпением ждали "часа Х", когда всё наконец-то вернется на круги своя.

И тут произошел раскол. Который сейчас час? Была группа, которая утверждала, что сейчас 6.00. Не менее авторитетная группа настаивала, что сейчас 7.00. Образовались множество партий, каждая из которых утверждала, что ее время - самое правильное. Партия "шести часов" соперничала с партией "семи". Была также непримиримая партия "полудня" и соглашательская партия "пол-седьмого".

После демократически проведенных выборов было образовано коалиционное правительство, которое решило, что преследование за убеждения - дело гиблое, а потому - для каждой партии будет установлено свое собственное время.

 

Через короткое время стало очевидно, что революция не решила проблемы - она создала дополнительные.

На часах каждого члена партии было установлено "партийное время", согласно которому строилась жизнь. Никто не собирался принимать в расчет существование других партий и их времени. Каждый появлялся на вокзале, в магазине, на работе или в учебном заведении в свое время. 

"Когда встретимся?"- "В 4.30"- "По моим часам или по твоим?"

"Я жду уже полтора часа!" - "Ты что, не знаешь, что я вступил в партию полуночников?"

Общественный транспорт работал по часам, которые подчинялись исключительно партийному времени каждого водителя, машиниста и пилота.

Начались ностальгические настроения: "В прежние времена, несмотря на хаотическое время - оно было единым для всех, а теперь..."

 

Вдруг откуда-то появились активисты новой партии, которые придерживались убеждений, что "диктат времени - тоже диктат", и в истинно демократическом обществе жизнь должна строиться по принципу "Каждый имеет право на собственное время". Они призывали к принятию закона о том, что каждый гражданин, достигший совершеннолетия, имеет право установить свое собственное время и никто, даже правящая коалиция - не вправе диктовать ему, который час.

Постепенно новое течение набрало силу и сторонников. На следующих выборах "партия демократического времени" стала правящей партией. Первый закон, который был ею принят - был "Закон о праве личности на установление времени". Все часы, установленные в публичных местах, были торжественно демонтированы под аплодисменты собравшихся.

 

Но, как и следовало ожидать - радость была недолгой. Хаос достиг такого уровня, о котором ранее никто и не помышлял. Всё, что еще как-то работало - рассыпалось в пыль. Предприятия и заведения закрылись, транспорт прекратил свою работу, правительственные структуры, армия и полиция перестали существовать, связи с соседними государствами были окончательно разорваны. Между гражданами начались столкновения, которые не всегда носили чисто словесный характер. Друзья рассорились, семьи распались, и множество людей остались одинокими, опустошенными и разочарованными.

 

И вот, среди всего этого "бурления общественной жизни" какой-то журналист раскопал одного фермера, живущего себе тихо и спокойно где-то в глухой провинции. Всё происходящее как будто его не касалось: его семья была связана крепкими узами, не было ни супружеских трений, ни конфликта поколений. Все домашние были улыбчивы, спокойны и уравновешены, в их жизни царил полный порядок: все вместе они поднимались на рассвете, приступали к работе на ферме, затем в установленное время собирались за семейным столом, а вечером - ложились спать...

"Как вам удалось сохранить этот остров спокойствия в бурлящем океане времени?" - спросил журналист хозяина.   

Тот улыбнулся и ответил: "Весь секрет в том, что у меня нет часов. И никогда не было. Вся наша жизнь расписана по солнцу. Наш день начинается с восходом и заканчивается после выхода звезд. А так как солнце невозможно "перевести" или "подправить", даже указом правительства - то и весь ход нашей жизни изменить невозможно. Да и незачем. Единственное, чему мы подчиняемся - упорядоченное движение солнца. Потому наш порядок - неизменен и неуязвим".

 

Выводы журналиста были однозначны. Нет, он не предложил всем перейти на солнечные часы, чтобы достичь гармонии и порядка, которого так не хватало стране. Он пожалел фермера и членов его семьи, которые ведут счет времени по "устаревшему солнцу" и лишены элементарной свободы устанавливать себе личное время, а заодно намекнул, что по причине нарушения ими демократических законов государства - неплохо было бы, чтобы ими занялась полиция (если бы она еще была) или, на худой конец - социальные службы (которых тоже уже не было). И еще он обвинил семью фермера в том, что они отделяют себя от общества и не участвуют в жизни страны, паразитируя на простых тружениках, страдающих под тяжестью времени...

 

К сожалению, его статья в свет не вышла. Журнал, в котором он работал, прекратил свое существование за день до того.

 

 

 

                 

Теги: Пейсах