Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какой торт был вкуснее — бесплатный или тот, за который пришлось попотеть?

Темы: Цель творения, Будущий мир, Рай, Работа

Отложить Отложено

Шалом! Помогите разобраться!.. Неужели Творец полагает, что идея сотворения мира поможет нам оценить какие-то там сотворенные Им для нас блага по достоинству и больше, чем те, которые мы когда-то недооценили? Что значит в Его понимании «оценить по достоинству»? В чем это выражается?

Приведу сравнение. Вы много работали, вам было тяжело и — вот результат: небольшая сумма денег, позволяющая вам получить какое-то наслаждение. Вы заходите в магазин и — вау! — выбираете тортик. Рассчитались. К вам подходит кондитер и начинает «заливать», как он старался весь этот кулинарный шедевр сотворить именно для вас.

Он даже раскрывает вам тайну: мол, тортик он и раньше вам делал и дарил, но вы не смогли его по достоинству оценить. Поэтому он сделал свой торт и принес в магазин, где вы его и купили. Какой торт был вкуснее — тот, который когда-то получили бесплатно и недооценили? Или тот, за который вам пришлось попотеть? Тода! (Спасибо!)

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Эту идею — то, что человек заработал, попотев, ценится больше, чем то, что он получил бесплатно, — мы действительно находим у мудрецов. Только находим как ответ на следующий вопрос: если Б-г желает облагодетельствовать человека, почему Он сразу не поместил его в Будущий мир и не дал ему райское блаженство? Почему сначала человек должен прожить жизнь в этом мире — с его проблемами, страданиями, несправедливостью и злом?

На это дается ответ: если бы человек сразу получил все блага Будущего мира, они были бы незаработанной подачкой. А больше ценится именно то, что заработано. Поэтому человек должен сначала побыть на этом свете, преодолевая его проблемы, борясь со злом, совершенствуя мир и себя, — и тогда блага Будущего мира будут им заработаны и даны в награду. Точнее, награда в Будущем мире — это не какие-то пряники с тем самым тортиком в придачу, а совершенство и полноценность самой души, которое и является результатом деятельности человека в этом мире: он сам строит свой Будущий мир, кует свое счастье.

А цель сотворения ЭТОГО мира, в свете сказанного, — не столько наделить человека благами (хотя и они имеются), сколько дать ему материал для работы. Цель его жизни здесь — совершенствование мира. Вот ему и дан мир, который можно совершенствовать, вместе с инструментами, которые он может для этого использовать.

Этот мир прекрасен и до начала работы с ним — чтобы у человека были достойные условия труда, а также — чтобы он полюбил этот прекрасный мир  и ЗАХОТЕЛ его охранять, — но его можно совершенствовать.

Поэтому Тора пишет (Берешит 2:15): Б-г поместил человека в Ган-Эден, «чтобы возделывал и охранял его». Мудрецы говорят (Мидраш Коэлет Раба 7:1), что Б-г показал Адаму все деревья в саду и сказал: посмотри, как все красиво. И все это Я создал для тебя. Постарайся же не испортить Мой мир.

Вот в чем заключалось сообщение Б-га человеку о сотворении мира: Он назначил человека «садовником» в Своем прекрасном мире-саду (или «городе-саду», выражаясь языком Маяковского) и сделал его ответственным за возделывание и поддержание сада.

Таким образом, главное, что человек должен ощущать, глядя на сотворенный Б-гом мир, — это ответственность за него. Обязанность совершенствовать его и не портить.

Но и благодарность тоже: ведь и этот несовершенный мир полон таких благ и красот, получать истинное наслаждение от которых может только человек. Все красоты природы, вся созданная человеком с Б-жьей помощью архитектура и искусство доставляют наслаждение человеку и могут быть оценены только им — животным это не дано и не надо. Даже еда, которой и животные питаются, может быть деликатесной, такой, что только человек ее оценит, животным это не нужно.

Таким образом, все эти прелести мира явно были созданы Б-гом специально для человека. А раз так, то, конечно, мы должны испытывать благодарность — да у нас есть и своего рода ОБЯЗАННОСТЬ насладиться. Ведь, если что-то прекрасное или вкусное просто лежит себе, а мы нашли, то можем насладиться, а можем и не брать. Но если кто-то специально это для нас приготовил, то НАДО взять — иначе получится, что хозяин зря старался. И поблагодарить надо — он заслужил. Такова элементарная логика.

Так что будем наслаждаться теми благами нашего мира, которые Б-г создал специально для нас, а главное — ответственно относиться к этому миру, стремиться его совершенствовать и беречь от вреда. И так зарабатывать себе награду в Будущем мире, которой сможем насладиться как честно заработанной.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Еврейская традиция говорит, что Вс-вышний вместе с народом Израиля радуется празднику Торы — Симхат Тора. Читать дальше

Шмини Ацерет и Симхат Тора

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Кончился пир • Когда приговор скрепляется печатью • Молитва о дожде • Чудесная сила дождя • Симхат Тора • Цикл чтения Торы • «Четыре локтя «Галахи»» • Над временем • Обычаи Симхат Торы • «Исру Хаг» • Благословение месяца • Суббота «Берешит»

Суккот

Н. Изаксон

Мидраши и рассказы на темы праздника Суккот.

Суккот. Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

«Оцарот»

Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

Симхат Тора

Разные авторы

Симхат Тора и Шмини Ацерет — это один и тот же праздник. Только в диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый день посвящают празднику Шмини Ацерет и молитве о дожде, а второй день — целиком Симхат Торе. В Эрец Исраэль, где все праздники продолжаются один день, Симхат Тора — праздник Торы — является частью праздника Шмини Ацерет.