Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Вегетарианство - разрешено или запрещено? Что добро? Что гуманно?

Темы: Вегетарианство, Еда, Мясо

Отложить Отложено

Как иудаизм относится к вегетарианству и вегетарианцам (в т.ч. - строгим)?

Опираясь на личный опыт, могу сказать, что христианские \"отцы\" не очень-то жалуют этот образ жизни и людей, его придерживающихся. Это относится как к католикам, так и к православным. А последние и вовсе зачастую не соблюдают Пост в полной мере сами и дают неверное толкование тому, что все-таки можно есть, а что - нет, своей пастве.

Очень прошу дать развернутый ответ на мой вопрос.

Спасибо. Мир Вам.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Спрашивающий!

Не существует обязанности есть мясо, поэтому нет и запрета на вегетарианство. В особенности, если человек придерживается этой системы питания ради здоровья.

Однако тот, кто практикует вегетарианство из соображений «гуманизма», поступает нехорошо по нескольким причинам:

1. В области ценностей, в вопросе, что является добром, а что – злом, что гуманно, а что не гуманно, человеку следует полагаться только на Создателя. И если Всевышний разрешил нам что-либо, мы можем сделать вывод, что здесь нет проблемы с гуманизмом. Об этом мы молимся, приходя в бейт-мидраш (дом учения): «Да не скажу я о разрешённом: запрещено». Сказали мудрецы (Иерусалимский Талмуд, Нэдарим 9, 1), что человек, который запрещает себе что-то, разрешённое ему, и даёт обет не получать от этого удовольствия, совершает грех: «Не достаточно тебе того, что запретила тебе Тора, но ты хочешь запретить себе и другие вещи». И часто человек, который полагается на собственное суждение в вопросах морали, приходит к подмене понятий и в действительности удаляется от морали. Мы видим, как различные организации, борющиеся за «права животных», проявляют жестокость к людям, забывая, по-видимому, что люди – тоже "немножко" животные.

2. Человек, который постоянно отказывается от мяса, ослабляет себя и не может выполнять волю Всевышнего в совершенстве. И сказали мудрецы (Иерусалимский Талмуд, Кидушин 4, 12): «Придётся человеку дать отчёт за всё, что видели глаза его, но не ел». Тут имеется в виду еда, которая может дать человек дополнительные силы для служения Всевышнему (см. Месилат Йешарим - глава "Пришут").

С уважением,
Реувен Куклин

Читайте:   Кашрут

Иудаизм и Христианство

Материалы по теме


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше

Недельная глава Шофтим

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»

Общее объяснение принципов земного и Б-жественного руководства Израилем на примере заповедей о судьях

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В Торе описывается разветвленная система руководства. Малые суды, Санхедрин и царь — это основные юридические инстанции.

Недельная глава Шофтим

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие эссе на тему недельной главы

На тему недельной главы. Шофтим

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

«Слушай, Израиль! Вы выходите ныне на сражение с врагами вашими, — обращался коэн к евреям перед боем. — Да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не трепещите пред ними».