Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кто мудр — тот, кто учится у каждого человека»Пиркей Авот 5

От страдания к состраданию!

Отложить Отложено

 Я хочу поблагодарить всех читателей, которые приняли участие в дискуссии о сложностях интеграции в  израильские и американские еврейские общины.

Хочу также упомянуть, что некоторые читатели высказали пожелание  подвести итоги дискуссии, которая развернулась уже в нескольких блогах. В свою очередь я попросил  у читателей помощи в подведении итогов дискуссии, в которой более двухсот сообщений, и некоторые  из них, весьма обширны.

Впрочем, дело не только в солидных объемах материала, который необходимо осмыслить, а в том, что это не только мой, но наш общий блог. В этом общем пространстве у каждого из нас есть право выразить свое мнение, а потому у каждого есть и обязанности, в том числе – подвести свои итоги, извлечь из дискуссии свои уроки.

«Насколько я понимаю, весь смысл этих дискуссий состоит в том, чтобы после обмена мнениями участники смогли бы лучше осмыслить, в чем состоят актуальные проблемы и как их решать, - откликнулся на мою просьбу читатель «бывший ученик р. кацина»... И результатом обсуждения должно быть руководство к действию - на личном и общественном уровнях. Если же наши слова никакие действия не породят - в нас или в других-то мы просто так потратили время».

Нет, мы все равно не просто так потратили и не потеряли время! Мой уважаемый и дорогой «бывший ученик р. кацина», - Позвольте не согласиться с Вами! Конечно же, мы евреи – народ, который провозгласил у горы Синай «исполним и поймем!», народ ставящий действие заповеди превыше всего. Это верно. Однако, на мой взгляд, осознание того, что это не только моя боль, но боль поколения, не моя лишь одна личная проблема, а проблема, стоящая перед многими людьми – уже очень важно само по себе, как говорится: «царат рабим – хаци нехама» - «проблема коллектива – половина утешения». Конечно же, ощущение того, что все мы, где бы мы не были проходим через свои, но во многом похожие испытания, помогает нам преодолеть боль, дискомфорт, лучше приспособиться к различным сложным ситуациям. И в конце концов, как Вы правильно упомянули, это, конечно же, скажется на наших поступках. Но изначально, давайте поговорим о наших чувствах.

Как реагировать, например, вернувшимся к традициям нашего народа репатриантам, когда они сталкиваются с проявлениями нетерпимости, неуважения к религиозным людям со стороны не соблюдающих заповеди израильтян?

Вне Израиля «соблюдение заповедей в глазах общества приносит человеку уважение, а в Израиле - презрение и унижение, - делился читатель abre   в самом начале дискуссии. - Недавно с женой сидели в холле израильской больницы. К нам подошла пожилая нерелигиозная израильтянка посмотрела на нас с нежностью и произнесла: "Коль ках хамудим, хаваль шехаредим..." (в переводе: такие милые, жаль, что религиозные). Это девиз современного израильского общества. Не представляете как мне больно».

«Не понимаю из-за чего вам больно, - спросил Давид. - От ее слов вам стало жалко себя? Или от ее слов вам стало жалко ее?»

Я бы хотел бы попросить Вас всех, дорогие читатели задуматься о словах Давида.


У нас действительно есть выбор: жалеть себя или жалеть ее.

Однако следует помнить, что жалость к себе парализует, ослабляет, становиться причиной страданий. Подчеркну, что это выбора человека - ощутить себя жертвой обстоятельств и страдать. Он может также выбрать другой путь и научиться сострадать другим! Вместо того, чтобы жалеть себя научиться жалеть других! Искусство жизни возможно и состоит в том, чтобы перевернуть страдание в сострадание! Можно и нужно сострадать этим лево настроенным израильтянам.

В праздник Песах мы отливаем десять капель из бокала вина, выражая сострадание даже нашим врагам, пережившим десять казней египетских, и в конце концов, утонувших в море.  

Мы тем более можем выразить сострадание израильтянам, которые (точнее родители которых) подверглись пропаганде коммунистов и бундовцев, так что до сегодняшнего дня они не могут избавиться от наследия социализма, в политике – договор Ослов, в общества – коррупция, в экономике -  профсоюзы и низкая производительность труда.  Их вульгарный материализм – проявление невежества, как в области еврейской традиции, так и ценностей человеческой цивилизации. И это действительно заслуживает сострадания.

Мы хотя бы удостоились увидеть развал коммунистической системы и идеологии. Они же действительно, -  «тенок ше нишба» - подобны ребенку, который был воспитан во вражеском плену. Их можно пожалеть, конечно же не стесняясь, пригласить к себе на субботнюю трапезу. В этом я согласен в Давидом.    

 

А что если мы оглянемся вокруг, откроем глаза и увидим рядом с нами людей, чьи страдания мы можем облегчить? Это могут быть репатрианты, которые переживают те же проблемы, что и мы, только еще острее. Возможно, что наше внимание и забота могут им помочь.

А что если мы обратим внимание на наши семьи, жен и мужей, детей и родителей? Возможно, что наше тепло может их согреть.

Даже если страдания одного лишь человека будут облегчены в результате нашей дискуссии – мы уже не потеряли времени!

Однако самое главное – это наше отношение к жизни. Если мы перестанем себя жалеть, а начнем сострадать окружающим людям и ПОМОГАТЬ им, то этим мы прежде всего ПОМОЖИМ САМИ СЕБЕ!

Те кто удостоился знать рава Ицхака Зильбера зц”л, помнят как он сострадал каждому,  и стремился помочь людям. У рава Зильбера не было времени жалеть себя, он был слишком занят проблемами других людей!

 «Каждому суждено нести по жизни свое бремя, - говорил Хофец Хаим. - Когда ты принимаешь на себя бремя ближнего, то делаешь одолжение не только ему, но и себе, ибо облегчается бремя твоих проблем!»

Хочешь облегчить свое бремя? Что ж, возьми на себя бремя чужих проблем!

Выражая эту мысли я не претендую на подведение итогов, не указываю путь решения всех проблем. Однако мне кажется, что очень многие личные и общественные проблемы были бы с большей легкостью разрешены, если бы люди решающие их научились жалеть и сострадать окружающим.

И в заключении. Мы не можем ожидать помощи из вне,  в то время как не можем научиться помогать себе сами. Никто не будет решать наших проблем вместо нас. В США формировались землячества еврейских общин, выходцев из разных городов и стран, которые иммигрировав в Америку, помогали друг другу. Пришло время и нам начать решать свои проблемы. Но для этого необходимо сначала научиться их обсуждать.

Теги: алия, евреи, иммиграция, США