Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Подобно тому, как лица людей непохожи друг на друга, так различны и их мысли»Бэмидбар Рабба 21, 2

В чем заключается успех еврейского народа?

Темы: Избранность, Успех, Нимрод, Авраам, Предназначение, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Шалом Алейхем! В чем заключается успех еврейского народа? Вячеслав

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Вячеслав!

Предположительно, Вас интересует не перечень успехов, достигнутых еврейским народом, — список великих духовных лидеров, от библейских пророков до современных раввинов, или нобелевских лауреатов-евреев в наше время несложно раздобыть — а объяснение причины, по которой еврейский народ успешен: в чем заключается секрет его успеха.

Простой ответ на этот вопрос — помощь Б-га.

Но почему Он помогает евреям больше, чем другим? Почему евреи «непропорционально представлены» во всех сферах деятельности?

Потому что они являются избранным народом.

Но это-то почему? Да и разве такая идея — не расизм? Разве нет среди евреев плохих людей, а среди других народов — хороших?

На это ответ таков. «Избранный» — вовсе не синоним слова «лучший». Кто еще бывает «избранный»? Например, президент любого государства. В этом случае «избранный» означает «лучший»? Конечно, нет. Это означает, что его избрали — для определенной миссии. Эта миссия более масштабна, чем миссия и роль других людей в его стране: он должен управлять всей страной и вести ее в определенном направлении. Заниматься очень многими делами, принимать важнейшие решения. Поэтому для выполнения этой миссии он наделен более широкими полномочиями и рычагами воздействия, чтобы иметь возможность делать больше.

А также по характеру человек, добившийся такой должности, обычно особенно энергичный, а то и одержимый. Заполучить эту должность сложно, много препятствий на пути, и только человек с избытком энергии, одержимостью, а также бойцовскими качествами будет в состоянии все это преодолеть. Ну и хорошо: сама должность тоже нелегкая, очень много надо делать, да и оппонентов на каждом шагу хватает, так что тут необходима энергия, вера в свое дело и умение держать удар. В целом, «пассионарность».

А также — готовность нести ответственность, и не только за решения, которые принимает он лично, а за все решения нижестоящих, да и вообще за все, что при нем было не так. Кто во всем виноват? Президент.

Вот и евреи такие. «Избранность» означает, что их избрал Б-г — для выполнения миссии: поддерживать с Ним близкую связь и распространять Его идеи по всему миру. Именно их Он избрал потому, что они — потомки Авраама, который продемонстрировал желание выполнить эту миссию и наличие необходимых для нее качеств. Обладая пытливым умом, он задался вопросами о жизни и пришел к открытию Единого Б-га, а также проявил готовность бороться за свои идеи, идти против всего общества во главе с царем-тираном и даже пойти в огонь. А также — стремление облагодетельствовать всех вокруг, и идейно, и материально: Авраам стал олицетворением милосердия и гостеприимства.

Таковы и евреи, его потомки: вечные искатели истины, идеологи, диссиденты, возмутители спокойствия, борцы за справедливость и за всеобщее счастье. Да и в целом — энергичные ребята, увлекающиеся любым делом, показавшимся им стОящим, и готовые идти до конца, преодолевая все препятствия. Пассионарные.

Вот их и тянет во все сферы деятельности, где благодаря своим идеям и энергии они могут добиться успеха, вот они его и добиваются. Но при этом — они виноваты во всем, даже в том, что в кране нет воды, разве не так?

Так что всему есть цена, и если кто-то считает, что евреям в жизни легче других, пусть посмотрит, опять же, на президентов: они могут обладать более широкими возможностями, но далеко не все они впоследствии сохраняют популярность и считаются успешными, многих народ или историки судят весьма жестоко.

Есть также дополнительный фактор, которым можно объяснить особую впечатлительность и энергию как Авраама, так и его потомков.

Мудрецы говорят (мидраш, приведенный Рабейну Бахье, Берешит 15:7), что Авраама после рождения отец долгое время прятал в пещере, чтобы его не нашел и не уничтожил царь Нимрод. Выйдя, наконец, из пещеры, Авраам взглянул на мир свежим взглядом и был поражен, увидев сначала восход солнца («Утра» Грига и «Рассвета» Равеля тогда не было, но подобные чувства он испытал), а затем закат и лунный свет (хотя и до написания «Лунной сонаты» было еще далеко). Эти глубокие впечатления привели его к размышлению о том, кто же главный в этом мире: сначала столь могучим показалось солнце, но потом оно уступило место загадочной луне, окруженной звездами, а потом и та оказалась не всесильной — и тогда Авраама осенило: всесильным является Тот, Кто стоит над обоими светилами!

Таким образом, впечатлительность Авраама была усилена тем, что изначально он был ограничен, изолирован от мира и не имел возможности его наблюдать, а затем вышел в этот мир. Результатом была свежесть восприятия, не притупленного обыденностью, и свобода мысли, не скованной общепринятыми стереотипами. Как вода при прорыве плотины не вытекает спокойно, а бьет сильной струей и затопляет, так и человек, изначально ограниченный и изолированный, а затем дорвавшийся до свободы и вышедший в общество и в мир его идей, не просто в него вольется, а влетит и все перевернет.

Потомков Авраама, как известно, тоже часто пытались ущемить в правах, ограничить и изолировать. Но, как тоже известно, в конце концов, их влияние только росло, отчасти именно потому, что их ограничивали. Обсуждая явления советского времени, некоторые даже ввели в обращение понятие «вопрекизм»: преуспеяние вопреки всем ограничениям и преградам, причем такой успех растет именно из-за наличия преград, по описанному принципу. То же самое на языке Торы — о египетских временах: «но чем больше они его притесняли, тем больше он умножался и распространялся» (Шмот 1:12).

Не всегда обязательно прорывать плотину. Бывает достаточно того, что существуют заслоны и ограничения со всех сторон — кроме одной. Если стен нет совсем, вода растекается во всех направлениях и теряет свою энергию. Если же есть стены и ограничения со всех сторон, кроме одной, только туда вода и устремляется, и бьет сильной струей, как из шланга. Вылетает, как пуля из ружья. Такое действие закона человеческой природы наблюдает один современный писатель и в качестве примера использует — еврейский народ, хотя сам религиозным не является. Столько заповедей и ограничений, разве это не сковывает? Нет, наоборот, это придает энергию и пассионарность: уж то, что можно, евреи делают с большим рвением и идут далеко. Делай не это и не это — а вот это! Все силы, всю энергию и увлеченность — туда, на это направление! На служение Б-гу, на познание мира и борьбу за справедливость.

В этой связи позвольте провести такую параллель.

Одной из этих заповедей-ограничений Торы является запрет переносить вещи из ршут а-яхид — «владения одного» — в ршут а-рабим — «владение многих [людей]» в субботу. «Владение многих» — открытое пространство, через которое проходит определенное количество людей в день, мощный людской поток. «Владение одного» — территория, не обязательно принадлежащая одному человеку, но огороженная стенами (насыпью и т. п.) высотой в 10 тфахим (тэфах — примерно 10 см.), которые загораживают путь людскому потоку и в пределах которых поэтому отдельный человек может сидеть, держать свои вещи и заниматься своими делами. Эти два «владения» противопоставлены друг другу по сути, и потому предмет, место которого на одной территории, нельзя переносить на другую, там ему не место.

Одно из отличий между этими «владениями» следующее: «владение многих» простирается вверх только на высоту 10 тфахим, выше этого уже мэком птор — пространство, не являющееся чьей-либо территорией, ведь там люди не ходят. Но «владение одного» не ограничено сверху ничем и «поднимается до Неба». Почему?

Мудрецы проводят такую параллель: Земля Израиля — это своего рода «владение одного», а земля за ее пределами (хуц ла-арэц) — «владение многих». А автор книги «Бней Иссахар» (раби Цви-Элимелех Шапиро из Динова, 1745-1815) идет дальше: сам народ Израиля подобен «владению одного», а другие народы — «владению многих». Даже слово рабим — «многие» он толкует как сокращенное обозначение Четырех царств: Рим, Бавель (Вавилон), Йаван (Греция), Мидия (Персия). Что все это значит?

Среди прочего, следующее: народ Израиля, ограниченный «стенами» — рамками Торы и заповедей — направляет свою энергию туда, куда ему идти разрешено, и в том направлении идет далеко, как вода при прорыве плотины бьет сильной струей. Как «владение одного», ограниченное со всех сторон стенами, наверх «поднимается до Небес». Другие же народы, не ограниченные «стенами», могут делать что угодно, но при этом их энергия рассеивается. Поэтому выше 10 тфахим «владение многих», которому они уподоблены, не поднимается. Есть, конечно, и среди них целеустремленные люди и группы людей, но в целом — Вы поняли, в чем заключается успех еврейского народа.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме