Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Хотя эгоизм — пассивное, а не активное зло, он может привести к ужасным последствиям. Поэтому Талмуд называет эгоизм одним из самых тяжелых грехов»Рав Шимшон Рефаэль Гирш, “Мысли и афоризмы”

Какими качествами обладает «настоящий еврей»?

1 ноября 2017 года, темы: Яаков, Ицхак, Эсав, Еврейские качества, Мусар, Колена Израиля, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Какими качествами обладает «Настоящий еврей»?

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте!

Какими качествами обладает «настоящий еврей»? Вопрос, на самом деле, не такой уж простой.

В главе Ваехи (Берешит 49) повествуется о том, как наш праотец Яаков, собрав всех своих сыновей, родоначальников двенадцати колен, благословил их. Он определил их качества и предназначение и задал им направление в жизни. Но при этом все двенадцать благословений были разными! Разные качества и разные направления. Целый ряд колен был уподоблен животным, каждое своему. Йеуда — льву, Йосеф — быку, Иссахар — ослу, Биньямин — волку, Нафтали — оленю. Яаков также расположил сыновей по разные стороны своего ложа, а в будущем по этой схеме расположились вокруг Скинии лагеря произошедших от них колен: Йеуда — на востоке, Йосеф — на западе и т. д. (Бемидбар 2). Мудрецы говорят, что такое расположение неслучайно: оно отражает разные точки зрения колен на «центральную» Истину и разные подходы к ней, разные пути служения Б-гу.

Возьмем, например, колена Йеуды и Йосефа. Яаков определил, что царями должны быть потомки Йеуды. Ими и были Давид и цари его дома. Йосеф, с другой стороны, преуспел не столько в качестве царя, сколько в качестве главного советника царя, второго лица в государстве. Потомком его брата по матери и отцу, Биньямина, похожего на него самого, был Шауль, который также не преуспел как царь. Зато его потомки Мордехай и Эстер преуспели в качестве приближенных и советников царя Ахашвероша и успешно переиграли вельможу-антисемита Амана.

Какие качества нужны царю, а какие — его советнику?

Противоположные. Царь должен быть решительным. Но также способным миловать, идти на компромиссы. Советник — наоборот, должен быть интеллектуалом, уметь рассматривать все стороны вопроса, представлять все варианты. Но при этом ему самому бывает трудно принять окончательное решение, он слишком хорошо понимает, что у каждого варианта свои минусы. Интеллигенция склонна к критике власти, но сама у власти обычно не преуспевает. Царю Шаулю помешала выполнить свое предназначение именно его чрезмерная скромность и интеллигентность, он не решился убить Агага. А если интеллектуал и убеждается в истинности одной идеи, то не может идти на компромисс, для него это означало бы ложь и неискренность. Даже если неумолимая логика подразумевает жесткость к кому-то и невозможность помиловать. Так что идеальное сочетание — советник представляет варианты действий, а решает — царь, лидер.

Или возьмем колена Иссахара и Звулуна. Мудрецы говорят, что Иссахар преуспел в изучении Торы, а Звулун в торговле. И они заключили партнерство: Звулун обеспечивает Иссахара материально, отдавая ему часть заработанного, а взамен обретает часть заслуг Иссахара в изучении Торы.

Какими качествами должен обладать бизнесмен, а какими — ученый и мудрец Торы?

Тоже весьма различными. Это ярко подчеркивается различием между самим нашим праотцом Яаковом и его братом Эйсавом. Хотя в конечном счете Эйсав перестал быть частью еврейской семьи и стал предком антисемитов, изначально он не был обречен на деградацию, у него были качества, которые он мог бы использовать во благо примерно в том же духе, что Звулун. Тора говорит, что Эйсав был охотником, «человеком поля», умевшим ловить зверей и в целом — добывать пропитание. Для этого нужна и физическая сила, и ловкость, и хитрость. Согласно толкованию мудрецов, он умел также «ловить» людей устами — убеждать их, впечатлять, выражаясь современным языком — он был мастером пиара, рекламы. Он должен был использовать все эти качества для того, чтобы успешно охотиться и добывать пищу для Яакова (как делал это для своего отца Ицхака). И его потомки тоже должны были заниматься охотой или похожей на нее по сути деятельностью — торговлей и бизнесом.

Яаков же не ходил в поле, а «сидел в шатрах», изучая Тору, и был «простым» — не сведущим во всех этих хитростях и уловках Эйсава. Но ведь изучение Торы, в котором преуспел Яаков, требует глубокого ума и недюжинного интеллекта. Надо уметь задавать вопросы, анализировать, находить новые решения, постигать тонкие различия. Как же может преуспеть в этом человек «простой»?

Речь идет о разных типах ума. Охотник и бизнесмен, с одной стороны, и книжный ученый, с другой. Первый — знает и чувствует «поле», рынок, животных и других населяющих мир существ, с которыми непросто иметь дело. Умеет хитрить и играть по их правилам. Последний — знает и чувствует книгу, Тору и ее законы, умеет анализировать ее слова и концепции. И характеры тоже разные: охотник и бизнесмен должен быть предприимчивым, уметь идти на риск, любить «поле». Ученый — быть усидчивым и любить «шатры».

В конечном счете только Яаков остался евреем, но при этом он изменился: сначала перехитрил самого Эйсава и получил предназначенное тому благословение, а затем, оказавшись в доме еще одного хитреца, Лавана, оказался равным тому по хитрости и в результате переиграл его «в поле». Что случилось с «простым» человеком, который не умел хитрить? Мудрецы говорят: ему пришлось самому выполнить задачу Эйсава и стать также праотцом еврейских бизнесменов. Для этого надо было научиться той самой хитрости и жизни «в поле». С тех пор потомки Эйсава и Лавана, если в чем и будут обвинять Яакова, то только в том, что «он меня дважды перехитрил», но никак не в простодушии.

Перенесемся в наше время. Те, кто вырос в России, привык к одному типу евреев, в основном — инженерам, врачам, музыкантам, юмористам. Но на Западе, если присмотреться, живут евреи иного типа: адвокаты, бизнесмены, у них иной характер и склад ума. А в Израиле можно обнаружить и совсем иных по типу евреев, выходцев из арабских стран, у которых еще один набор качеств и жизненных ролей.

Итак, интеллигент и властитель. Ученый и бизнесмен. И — другие, с разными характерами и ролями. Выходцы из разных стран и носители разных культур в современном мире. И все эти люди — евреи. Настоящие! И качества, которыми они обладают, — это чуть ли не весь существующий спектр. Холодный интеллект и горячая любовь. Осторожная взвешенность и смелая решительность. Уступчивость и упрямство. Все эти качества — еврейские.

Но тогда, позвольте, какие же качества НЕ являются еврейскими? Да ведь и неевреи могут быть носителями всех этих свойств, играть все эти роли и преуспевать во всех этих профессиях. И что же тогда роднит всех евреев и отличает их от других?

То, что евреи должны быть приближены к одному Б-гу, Которому служат. То, что, несмотря на такие различия в характерах и ролях, они должны и способны сохранять единство и взаимную любовь. Хотя их места — по разные стороны Скинии, к западу и к востоку, они сохраняют достаточную близость и к самой Скинии, центральной истине, и друг к другу. В отличие от нееврейских станов, каждый из которых превратился в совершенно отдельный народ, далекий и от центральной уравновешенности, и от других народов. От нееврейских Запада и Востока, которые говорят на разных языках и бесконечно конфликтуют.

Еврейский бизнесмен Звулун отличается от отошедшего от еврейства бизнесмена Эйсава тем, что направляет свои таланты и свою деятельность на служение Б-гу. Ведет свой бизнес честно, а заработки использует для поддержки Торы и учености. Хитрит, только имея дело с хитрецами, в ситуации, когда иначе перехитрят его. Использует свое умение убеждать для честного бизнеса или борьбы за благо, а не для пропаганды ложных идей или разжигания ненависти.

Одним словом, истинное еврейское качество — это любое, использованное во благо, а для этого — взятое в меру и не доведенное до крайности. Добро и любовь, не доведенные до вседозволенности и разврата. Строгость и дисциплина, не доведенные до жестокости.

В этом смысл изречения мудрецов (Йевамот 79а), которые определили качества, отличающие евреев, так: жалостливы, застенчивы, милосердны. Этот список отражает основные направления еврейского характера, заложенные праотцами. Авраам развил качество милосердия, в корне которого — добро, любовь, терпимость, щедрость, гостеприимство. Его сын Ицхак развил противоположное качество, тоже необходимое: строгость и дисциплину. Доброта и мягкость без строгости приведут к распущенности и вседозволенности. Строгость же, не сбалансированная любовью и милосердием, приведет к жестокости и нетерпимости к людям. Умеренная же строгость главным образом применяется человеком к самому себе и выражается в осознании того, что не все на свете допустимо, развивает стыд и застенчивость. В результате человек сам себе задает разумные рамки. Наконец, Яаков достиг идеального совмещения строгости и мягкости, что выражается в способности к жалости: с одной стороны, умение судить строго по закону, с другой — использовать милосердие для того, чтобы, когда надо, сжалиться и поступиться буквой закона ради истинной справедливости и блага.

В этом суть еврейства: развить все типы качеств в должной мере и правильно их сбалансировать.

Поэтому любой еврей, где бы он ни родился и какими бы склонностями ни обладал, способен использовать эти склонности по-еврейски и исполнить свою уникальную роль.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


В чем идея ритуальной нечистоты? Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ее? В качестве ответа мы приводим «Общее объяснение смысла ритуальной нечистоты (тумы)» великого еврейского мудреца и мыслителя дона Ицхака Абрабанеля. Читать дальше