Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Звулун бен Яаков (זבולן; 2199—2323 гг. /1561—1437 гг. до н.э./) — десятый сын праотца Яакова (см.), один из родоначальников народа Израиля.

Звулун бен Яаков (זבולן; 2199—2323 гг. /1561—1437 гг. до н.э./) — десятый сын праотца Яакова (см.), один из родоначальников народа Израиля.

Родился в Харане 7 тишрея 2199 года /1561 г. до н.э./; младший сын Леи. После его рождения Лея сказала: «Теперь уж мой муж будет постоянно жить у меня (יזבלני — избелени), ибо я родила ему шестерых сыновей», — и ребенку дали имя Звулун (Берешит 30:19—20; Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот акацар). Вместе с ним родилась сестра-близнец Дина (Берешит 30:21, Хизкуни).

Учился под руководством отца (Шмот раба 1:1).

Женился на Мероше из Мидьяна (Сефер аяшар, Вайешев). У них было три сына: Серед, Элон и Яхлеэль (Берешит 46:14).

Звулун принимал участие во всех походах, сражениях и испытаниях вместе с остальными братьями.

Звулун бен Яаков умер в Египте в 2323 году /1437 г. до н.э./ в возрасте 124 лет (Седер аолам зута 4:13; Седер адорот акацар). Его останки были перенесены его потомками из Египта и преданы земле в городе Цидоне (Сидоне) (Сефер аяшар, Йеошуа; Седер адорот).

Потомки Звулуна составили одно из двенадцати колен народа Израиля. При выходе из Египта оно насчитывало пятьдесят семь тысяч четыреста мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:31), а перед вступлением в Землю Израиля — шестьдесят тысяч пятьсот (там же 26:27).

Колено Звулуна входило в стан Йеуды, располагавшийся к востоку от Шатра Откровения (там же 2:7). Знамя колена Звулуна было серебристо-белым; на нем был изображен корабль, так как праотец Яаков, благословляя сыновей, сказал (Берешит 49:13): «Звулун у берега морей будет жить, у пристани корабельной…» (Бемидбар раба 2:7; р. Бхайе, Бемидбар 2:2).

Рубежи надела, полученного коленом Звулуна при разделе Земли Израиля, обозначены в книге Йеошуа (19:10-16). В Талмуде указано, что его надел выходил к Средиземному морю в районе города Акко (Бава батра 122а). К этому наделу относилась также гора Кармель, на которой принес свою жертву пророк Элияу (см.) (Берешит раба 82:5, Эц Йосеф).

Колено Звулуна отличалось своим богатством (Бемидбар раба 2:10). Оно занималось обширной морской торговлей (Берешит раба 99:9). Кроме того, потомки Звулуна скупали товары у всех остальных колен и продавали кнаанцам, а кнаанские товары продавали другим коленам (Сифрей, Браха; Шивтей нахалатэха, Шаар Звулун с. 121). Они занимались также добычей хилазона и приготовлением из его крови дорогостоящей голубой краски (тхелет) для цицит. Этой краской они снабжали все другие колена (Мегила 6а; Шивтей нахалатэха, Шаар Звулун с. 121—122).

Потомки Звулуна обеспечивали все материальные нужды соседнего колена Иссахара, целиком посвятившего себя изучению Торы, и в заслугу своей благотворительности они получали долю в духовной награде потомков Иссахара (Берешит раба 72:5, 99:9; Ваикра раба 25:2; Бемидбар раба 13:17; Раши, Дварим 33:18). Вместе с тем, и сами потомки Звулуна посвящали свое свободное время серьезным занятиям Торой (Бемидбар раба 18:5; Шивтей нахалатэха, Шаар Звулун с. 150).

Колено Звулуна было изгнано из Земли Израиля ассирийцами вместе с остальными северными коленами. Путешественник Эльдад аДани, посетивший в 4640 году /ок. 880 г. н.э./ еврейские общины Северной Африки и Вавилона, сообщал, что потомки Звулуна живут отдельной общиной рядом с потомками Реувена, и они сохранили святой язык, на котором изучают Тору (Сефер Эльдад аДани; Хипус асерет ашватим с. 4).

с разрешения издательства Швут Ами


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?