Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Иссахар бен Яаков (יששכר; 2197—2319 гг. /1563—1441 гг. до н.э./) — восьмой сын праотца Яакова (см.), один из родоначальников народа Израиля.

Иссахар бен Яаков (יששכר; 2197—2319 гг. /1563—1441 гг. до н.э./) — восьмой сын праотца Яакова (см.), один из родоначальников народа Израиля.

Родился в Харане 10 ава 2197 года; пятый сын жены Яакова — Леи. Когда у нее родился этот ребенок, Лея произнесла: «Дал мне Б-г награду (שכרי — схари) за то, что я отдала мужу свою служанку», — и ребенка назвали Иссахар (Берешит 30:17—18; Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот).

Изучал законы Б-га под руководством отца (Шмот раба 1:1).

Женился на Ариде из рода Эвера (см.), младшей сестре Адины, жены Леви (см.) (Сефер аяшар, Вайешев; Седер адорот). У Иссахара и Ариды родилось четыре сына: Тола, Пува, Иов и Шимрон (Берешит 46:13).

Иссахар принимал участие во всех походах, сражениях и испытаниях, пережитых сыновьями Яакова.

В 2238 году /1522 г. до н.э./, когда вся семья Яакова переселилась в Египет, Иссахар и еще четверо братьев были представлены фараону, который дал сынам Израиля надел на северо-востоке страны, в земле Гошен (Берешит 47:2—6, Раши; Берешит раба 95:4; Сефер аяшар, Ваигаш).

Иссахар бен Яаков умер в Египте в 2319 году /1441 г. до н.э./ — ему было 122 года (Ялкут Шимони, Шмот 162; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот). Его останки были перенесены из Египта и преданы земле в городе Цидоне (Сидоне), рядом с могилой его брата Звулуна (см.) (Сефер аяшар, Йеошуа; Седер адорот).

Потомки Иссахара составили одно из двенадцати колен народа Израиля. При выходе из Египта оно насчитывало пятьдесят четыре тысячи четыреста мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:29), а перед вступлением в землю Израиля — шестьдесят четыре тысячи триста (там же 26:25). Колено Иссахара входило в стан Йеуды, располагавшийся к востоку от Шатра Откровения (Бемидбар 2:5). Знамя колена Иссахара было иссиня-черного цвета, и на нем — изображение солнца и луны, так как среди его потомков было множество знатоков астрономии и календарных вычислений (Бемидбар раба 2:7; Таргум Йонатан, Берешит 46:13).

При разделе Земли Израиля колено Иссахара получило участок в центре страны — от горы Тавор до реки Иордан (Йеошуа 1917—23). Это был единственный надел, защищенный со всех сторон другими коленами и вообще не имевший выхода к границам страны (Шивтей нахалатэха, Шаар Иссахар с. 170).

Потомки Иссахара посвятили себя изучению Торы, и к ним обращались за решением сложных алахических вопросов. Из этого колена вышел целый ряд глав Санхедрина (Йома 26а; Берешит раба 72:5, 98:12; Бемидбар раба 2:10, 13:15—16). У потомков Иссахара существовал договор с соседним коленом Звулуна, которое занимались коммерцией и торговлей: это колено обеспечивало материальные нужды потомков Иссахара и получало долю в их награде за изучение Торы (Берешит раба 72:5; Ваикра раба 25:2; Бемидбар раба 13:17; Раши, Берешит 49:13).

В 3205 году (555 г. до н.э.) потомки Иссахара были изгнаны ассирийцами вместе с остальными северными коленами, и в период Второго Храма они уже не вернулись на Святую Землю (Седер адорот акацар).

Путешественник р. Эльдад аДани, посетивший в 4640 году /ок. 880 г. н.э./ еврейские общины Вавилона, а затем Северной Африки и Испании, утверждал, что во время своих странствий побывал в государстве, населенном потомками Иссахара. По его словам, они «занимались Торой днями и ночами», говорили между собой на иврите, а с соседями-огнепоклонниками — по-персидски. Населяемая ими земля находилась на берегу моря и составляла десять дней пути в длину и приблизительно столько же в ширину. Во главе колена стоял судья (шофет) по имени Нахшон, и он имел право выносить даже смертный приговор по закону Торы (Сефер Эльдад аДани; Хипус асерет ашватим).

Свидетельства о потомках Иссахара, по-прежнему составляющих отдельную общину, собраны в письмах ближайшего ученика Виленского Гаона, р. Исраэля из Шклова, который был в конце своих дней главным ашкеназским раввином Иерусалима (Хипус асерет ашватим с. 142—143).

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.