Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Биньямин бен Яаков (בנימין; 2207—2318 гг. /1554—1442 гг. до н.э./) — двенадцатый сын праотца Яакова (см.), один из родоначальников народа Израиля.

Родился 11 хешвана 2207 года недалеко от города Бейт-Лехем. Его мать Рахель, умирая при родах, назвала появившегося на свет ребенка Бен-Они (Сын моей скорби). А Яаков, желая в память о жене сохранить звучание этого имени, лишь несколько изменил его — Биньямин (буквально «Сын правой руки», т.е. «Сын силы») (Берешит 35:16—19, Рамбан; Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот акацар). Из всех сыновей Яакова, ставших родоначальниками колен Израиля, только Биньямин родился в Святой Земле (Мехильта, Итро). Вместе с ним появилась на свет сестра-близнец (Берешит раба 82:8).

Внешне он был очень похож на мать (Зоар 1, 202б).

Его детство и юность прошли в Хевроне, где он вместе с другими братьями изучал основы Б-жественной мудрости под руководством отца и деда Ицхака (см.) (Шмот раба 1:1; Рамбам, Авода зара 1:3).

В 2216 году /1544 г. до н.э./, когда Биньямину было девять лет, при таинственных обстоятельствах исчез его старший брат Йосеф (см.) — он отправился в сторону Шхема, чтобы проведать остальных братьев, пасших там скот, а затем в пустыне была найдена его испачканная кровью рубашка (Берешит 37:12—14, 32—34).

В 2218 году /1542 г. до н.э./ Яаков женил десятилетнего Биньямина на Махалье, дочери Арама, который был внуком Тераха, отца Авраама (см.). У Биньямина и Махальи родилось пятеро сыновей. В 2226 году /1534 г. до н.э./, в возрасте восемнадцати лет, Биньямин взял себе вторую жену по имени Арват, дочь Зимрана, происходившего из рода праотца Авраама. От Арват у него родилось еще пятеро сыновей (Берешит 46:21; Сефер аяшар, Ваешев; Седер адорот). Всем своим детям Биньямин дал имена, каким-то образом напоминающие об исчезнувшем брате Йосефе (Танхума, Ваигаш 4; Берешит раба 94:8).

В 2228 году /1532 до н.э./ умер праотец Ицхак, перед смертью благословив Биньямина в числе других своих детей и внуков (Берешит 35:28—29; Седер адорот).

В 2236 году /1524 г. до н.э./, когда в земле Кнаан начался страшный голод, старшие братья Биньямина отправились в Египет, чтобы купить там зерна, а он остался с отцом в Хевроне. Возвратившись, братья рассказали, как правитель Египта обвинил их в том, что они — кнаанские лазутчики, и как на допросе им пришлось подробно рассказать о своей семье. Тогда правитель Египта оставил у себя одного из них в заложниках и потребовал, чтобы в доказательство истинности своих показаний они привели из Хеврона младшего брата (Берешит 42:1—4, 29—34; Седер адорот).

И хотя сначала Яаков не отпустил Биньямина, опасаясь, что и с ним случится несчастье, — все же два месяца спустя, когда привезенное из Египта зерно закончилось, он был вынужден уступить. Йеуда (см.), ставший предводителем братьев, сказал отцу: «Даже если в Египте Биньямину, действительно, угрожает опасность, мы обязаны пойти на риск, ведь в противном случае наверняка все погибнем! Я ручаюсь за него, и ты сможешь потребовать его из моей руки» (Берешит 43:1—14; Танхума, Микец 8; Берешит раба 91:6).

Во дворце Йеуда сразу же подвел младшего брата к правителю, но тот, едва взглянув на Биньямина, изменился в лице и быстро вышел из зала. Однако, вскоре вернувшись, правитель, пригласил братьев на трапезу и посадил Биньямина рядом с собой (Берешит 43:29—31; Сефер аяшар, Микец; Танхума, Ваигаш 4; Седер адорот). Отвечая на расспросы правителя, Биньямин рассказал о своих сыновьях, названных в память о старшем брате. Сразу же после этого правитель тихонько сказал ему: «Я — твой брат Йосеф», но сейчас же предупредил: «Только не открывай этого остальным». Йосеф объяснил, что ему необходимо испытать братьев. «Когда вы пойдете в обратный путь, — сказал он, — я прикажу своей страже схватить тебя и возвратить во дворец. Если братья всеми силами попытаются вызволить тебя, то я буду знать, что они полностью раскаялись в сделанном против меня зле, и я им откроюсь. А если они оставят тебя на произвол судьбы, тогда я заберу тебя к себе, а они пусть уходят» (Сефер аяшар, Микец).

Отправляя братьев в обратный путь, Йосеф приказал подложить свой драгоценный кубок в дорожную сумку Биньямина. А когда стражники схватили Биньямина с «поличным» и снова привели его вместе со всеми братьями во дворец, Йосеф объявил, что, согласно египетскому закону, пойманный «вор» останется у него рабом, а все прочие отпускаются на свободу (Берешит 44:1—17). На глазах у братьев он силой затолкал Биньямина в боковую комнату и запер там, а управляющий дворцом сказал им: «Идите с миром!» (Сефер аяшар, Микец). Но когда братья отказались уходить без Биньямина, правитель, не сдерживая рыданий, сказал: «Я — Йосеф, ваш брат, которого вы продали в Египет» (Берешит 44:33—45:8).

В 2238 году /1522 г. до н.э./ Биньямин вместе со всем родом Яакова переселился к Йосефу в Египет (Берешит 46:6; Седер олам зута 4:7). Йосеф пригласил в столицу Египта пятерых братьев — в том числе, и Биньямина — и представил их фараону, по решению которого род Яакова поселился в земле Гошен, расположенной в дельте Нила (Берешит 47:2—6; Берешит раба 95:4; Сефер аяшар, Ваигаш; Раши, Берешит 47:2).

И хотя Биньямин знал, что братья продали Йосефа в рабство, он никогда так и не рассказал об этом отцу, опасаясь навлечь на них его гнев (Шохер тов 15:6).

Биньямин бен Яаков был призван в Небесную Ешиву в 2318 году /1442 гг. до н.э./ — ему было 111 лет (Седер олам зута 4:19; Седер адорот акацар). В Талмуде он назван в числе четырех величайших праведников, не совершивших в своей жизни ни одного прегрешения и умерших только из-за греха Первого Человека, после которого человечество стало смертным (Шабат 55б). Его тело, так же как и тела праотцев, было неподвластно посмертному разложению (Бава батра 17а).

Потомки Биньямина составили одно из двенадцати колен народа Израиля. В период исхода из Египта в нем насчитывалось тридцать пять тысяч четыреста мужчин в возрасте от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:36—37). А перед вступлением в Землю Израиля в этом колене было сорок пять тысяч шестьсот мужчин (там же 26:41).

В период странствий по синайской пустыне это колено входило в стан Эфраима, который располагался к западу от Шатра Откровения (там же 2:18—22). Знамя колена Биньямина было многоцветным, и на нем изображен волк (Бемидбар раба 2:7), ведь праотец Яаков, благословляя сыновей перед смертью, сказал: «Биньямин — хищный волк, пожирает добычу утром, раздирает свою жертву вечером» (Берешит 49:27). А мудрецы поясняют, что под словом «волк» образно подразумевался жертвенник иерусалимского Храма, который будет возведен в наделе колена Биньямина. На этом жертвеннике станут совершать служение в начале светового дня и перед сумерками — и он, подобно «хищному волку», будет «пожирать добычу утром» и «раздирать свою жертву вечером» (Таргум Ункелус и Таргум Йонатан,Берешит 49:27).

При разделе земли Израиля потомки Биньямина получили надел в центре страны — между коленами сынов Йосефа и коленом Йеуды (Йеошуа 18:11—28). Останки Биньямина были погребены в Иерусалиме, в наделе его колена (Сефер аяшар, Йеошуа; Седер адорот).

Из колена Биньямина вышел судья Эуд бен Гера (см.), освободивший народ Израиля от гнета моавитян (Шофтим 3:15—30). К этому колену принадлежал и первый царь Израиля Шауль (I Шмуэль 9:1—2, 16—17).

В наделе колена Биньямина располагалось здание Иерусалимского Храма и жертвенник, но восточная часть храмового двора была на территории колена Йеуды (Мегила 26а, Раши; Зевахим 54б). В мидраше объяснено, что Храм был возведен на земле потомков Биньямина потому, что только он из всех братьев не участвовал в продаже Йосефа (Берешит раба 99:1).

Из колена Биньямина происходил также Мордехай бен Яир (см.), возглавлявший народ Израиля в период Вавилонского изгнания (Эстер 2:5—6). Потомки Биньямина возвратились из этого изгнания вместе с частью колен Йеуды и Леви и отстроили Второй Храм (см. Нехемья 11:31—34). И сегодня большинство евреев мира принадлежит к одному из этих трех колен, хотя преобладают все-таки потомки Йеуды.

с разрешения издательства Швут Ами


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше