Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Все дни свои я рос среди мудрецов и не нашёл ничего, полезнее молчания, и основное — не рассуждения, а поступки, и многословному не избежать греха»Трактат «Авот» 1, 17

Биньямин бен Яаков (בנימין; 2207—2318 гг. /1554—1442 гг. до н.э./) — двенадцатый сын праотца Яакова (см.), один из родоначальников народа Израиля.

Родился 11 хешвана 2207 года недалеко от города Бейт-Лехем. Его мать Рахель, умирая при родах, назвала появившегося на свет ребенка Бен-Они (Сын моей скорби). А Яаков, желая в память о жене сохранить звучание этого имени, лишь несколько изменил его — Биньямин (буквально «Сын правой руки», т.е. «Сын силы») (Берешит 35:16—19, Рамбан; Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот акацар). Из всех сыновей Яакова, ставших родоначальниками колен Израиля, только Биньямин родился в Святой Земле (Мехильта, Итро). Вместе с ним появилась на свет сестра-близнец (Берешит раба 82:8).

Внешне он был очень похож на мать (Зоар 1, 202б).

Его детство и юность прошли в Хевроне, где он вместе с другими братьями изучал основы Б-жественной мудрости под руководством отца и деда Ицхака (см.) (Шмот раба 1:1; Рамбам, Авода зара 1:3).

В 2216 году /1544 г. до н.э./, когда Биньямину было девять лет, при таинственных обстоятельствах исчез его старший брат Йосеф (см.) — он отправился в сторону Шхема, чтобы проведать остальных братьев, пасших там скот, а затем в пустыне была найдена его испачканная кровью рубашка (Берешит 37:12—14, 32—34).

В 2218 году /1542 г. до н.э./ Яаков женил десятилетнего Биньямина на Махалье, дочери Арама, который был внуком Тераха, отца Авраама (см.). У Биньямина и Махальи родилось пятеро сыновей. В 2226 году /1534 г. до н.э./, в возрасте восемнадцати лет, Биньямин взял себе вторую жену по имени Арват, дочь Зимрана, происходившего из рода праотца Авраама. От Арват у него родилось еще пятеро сыновей (Берешит 46:21; Сефер аяшар, Ваешев; Седер адорот). Всем своим детям Биньямин дал имена, каким-то образом напоминающие об исчезнувшем брате Йосефе (Танхума, Ваигаш 4; Берешит раба 94:8).

В 2228 году /1532 до н.э./ умер праотец Ицхак, перед смертью благословив Биньямина в числе других своих детей и внуков (Берешит 35:28—29; Седер адорот).

В 2236 году /1524 г. до н.э./, когда в земле Кнаан начался страшный голод, старшие братья Биньямина отправились в Египет, чтобы купить там зерна, а он остался с отцом в Хевроне. Возвратившись, братья рассказали, как правитель Египта обвинил их в том, что они — кнаанские лазутчики, и как на допросе им пришлось подробно рассказать о своей семье. Тогда правитель Египта оставил у себя одного из них в заложниках и потребовал, чтобы в доказательство истинности своих показаний они привели из Хеврона младшего брата (Берешит 42:1—4, 29—34; Седер адорот).

И хотя сначала Яаков не отпустил Биньямина, опасаясь, что и с ним случится несчастье, — все же два месяца спустя, когда привезенное из Египта зерно закончилось, он был вынужден уступить. Йеуда (см.), ставший предводителем братьев, сказал отцу: «Даже если в Египте Биньямину, действительно, угрожает опасность, мы обязаны пойти на риск, ведь в противном случае наверняка все погибнем! Я ручаюсь за него, и ты сможешь потребовать его из моей руки» (Берешит 43:1—14; Танхума, Микец 8; Берешит раба 91:6).

Во дворце Йеуда сразу же подвел младшего брата к правителю, но тот, едва взглянув на Биньямина, изменился в лице и быстро вышел из зала. Однако, вскоре вернувшись, правитель, пригласил братьев на трапезу и посадил Биньямина рядом с собой (Берешит 43:29—31; Сефер аяшар, Микец; Танхума, Ваигаш 4; Седер адорот). Отвечая на расспросы правителя, Биньямин рассказал о своих сыновьях, названных в память о старшем брате. Сразу же после этого правитель тихонько сказал ему: «Я — твой брат Йосеф», но сейчас же предупредил: «Только не открывай этого остальным». Йосеф объяснил, что ему необходимо испытать братьев. «Когда вы пойдете в обратный путь, — сказал он, — я прикажу своей страже схватить тебя и возвратить во дворец. Если братья всеми силами попытаются вызволить тебя, то я буду знать, что они полностью раскаялись в сделанном против меня зле, и я им откроюсь. А если они оставят тебя на произвол судьбы, тогда я заберу тебя к себе, а они пусть уходят» (Сефер аяшар, Микец).

Отправляя братьев в обратный путь, Йосеф приказал подложить свой драгоценный кубок в дорожную сумку Биньямина. А когда стражники схватили Биньямина с «поличным» и снова привели его вместе со всеми братьями во дворец, Йосеф объявил, что, согласно египетскому закону, пойманный «вор» останется у него рабом, а все прочие отпускаются на свободу (Берешит 44:1—17). На глазах у братьев он силой затолкал Биньямина в боковую комнату и запер там, а управляющий дворцом сказал им: «Идите с миром!» (Сефер аяшар, Микец). Но когда братья отказались уходить без Биньямина, правитель, не сдерживая рыданий, сказал: «Я — Йосеф, ваш брат, которого вы продали в Египет» (Берешит 44:33—45:8).

В 2238 году /1522 г. до н.э./ Биньямин вместе со всем родом Яакова переселился к Йосефу в Египет (Берешит 46:6; Седер олам зута 4:7). Йосеф пригласил в столицу Египта пятерых братьев — в том числе, и Биньямина — и представил их фараону, по решению которого род Яакова поселился в земле Гошен, расположенной в дельте Нила (Берешит 47:2—6; Берешит раба 95:4; Сефер аяшар, Ваигаш; Раши, Берешит 47:2).

И хотя Биньямин знал, что братья продали Йосефа в рабство, он никогда так и не рассказал об этом отцу, опасаясь навлечь на них его гнев (Шохер тов 15:6).

Биньямин бен Яаков был призван в Небесную Ешиву в 2318 году /1442 гг. до н.э./ — ему было 111 лет (Седер олам зута 4:19; Седер адорот акацар). В Талмуде он назван в числе четырех величайших праведников, не совершивших в своей жизни ни одного прегрешения и умерших только из-за греха Первого Человека, после которого человечество стало смертным (Шабат 55б). Его тело, так же как и тела праотцев, было неподвластно посмертному разложению (Бава батра 17а).

Потомки Биньямина составили одно из двенадцати колен народа Израиля. В период исхода из Египта в нем насчитывалось тридцать пять тысяч четыреста мужчин в возрасте от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:36—37). А перед вступлением в Землю Израиля в этом колене было сорок пять тысяч шестьсот мужчин (там же 26:41).

В период странствий по синайской пустыне это колено входило в стан Эфраима, который располагался к западу от Шатра Откровения (там же 2:18—22). Знамя колена Биньямина было многоцветным, и на нем изображен волк (Бемидбар раба 2:7), ведь праотец Яаков, благословляя сыновей перед смертью, сказал: «Биньямин — хищный волк, пожирает добычу утром, раздирает свою жертву вечером» (Берешит 49:27). А мудрецы поясняют, что под словом «волк» образно подразумевался жертвенник иерусалимского Храма, который будет возведен в наделе колена Биньямина. На этом жертвеннике станут совершать служение в начале светового дня и перед сумерками — и он, подобно «хищному волку», будет «пожирать добычу утром» и «раздирать свою жертву вечером» (Таргум Ункелус и Таргум Йонатан,Берешит 49:27).

При разделе земли Израиля потомки Биньямина получили надел в центре страны — между коленами сынов Йосефа и коленом Йеуды (Йеошуа 18:11—28). Останки Биньямина были погребены в Иерусалиме, в наделе его колена (Сефер аяшар, Йеошуа; Седер адорот).

Из колена Биньямина вышел судья Эуд бен Гера (см.), освободивший народ Израиля от гнета моавитян (Шофтим 3:15—30). К этому колену принадлежал и первый царь Израиля Шауль (I Шмуэль 9:1—2, 16—17).

В наделе колена Биньямина располагалось здание Иерусалимского Храма и жертвенник, но восточная часть храмового двора была на территории колена Йеуды (Мегила 26а, Раши; Зевахим 54б). В мидраше объяснено, что Храм был возведен на земле потомков Биньямина потому, что только он из всех братьев не участвовал в продаже Йосефа (Берешит раба 99:1).

Из колена Биньямина происходил также Мордехай бен Яир (см.), возглавлявший народ Израиля в период Вавилонского изгнания (Эстер 2:5—6). Потомки Биньямина возвратились из этого изгнания вместе с частью колен Йеуды и Леви и отстроили Второй Храм (см. Нехемья 11:31—34). И сегодня большинство евреев мира принадлежит к одному из этих трех колен, хотя преобладают все-таки потомки Йеуды.

с разрешения издательства Швут Ами


Заповедь об очищении пеплом красной (или, в другом переводе, рыжей) коровы является примером законов, истинный смысл которых недоступен для понимания человеку. В данной теме освещаются символика и большинство практических аспектов этой заповеди по мнению великого мудреца и общественного деятеля прошлого, раввина дона Ицхака Абарбанеля. Читать дальше