Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Когда виновный просит у обиженного им прощения, тому следует простить его от всего сердца и от всей души»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 10

Всевышний делает нам добро против нашей воли?

Темы: Провидение, Страдания, Награда и наказание, Мировоззрение, Болезни, Рав Эльяким Залкинд, Добро и Зло

Отложить Отложено

Шалом! У меня такой вопрос, на который никак не получается найти ответ. Он состоит из двух частей. 1) Говорится (в частности, Рамхалем), что сущность Творца определяется как добро. А природа добра — воздать добро. То есть Творец желает проявить суть добра. Для человека это значит — приблизиться к источнику добра. Тут, вроде, все более-менее понятно. Вопрос заключается в методах этого приближения к добру. Приведу грубый наглядный пример. Скажем, смерть ребенка у женщины. Допустим, таким образом она очистится, пройдет испытания и т.д. Но даже если конечная цель для нее — добро, исправление, очищение и т.д., можно ли такой метод назвать добром? Нужно ли ей такой добро? 2) В случае со смертью ребенка ее же не спрашивают, нужно ли ей такое добро. Она же не может выбирать. Следовательно, тут у нее нет никакой свободы выбора. Получается, решили за нее? Воздать ей добро или нет? Буду благодарен за комментарии. С уважением, Лев

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Уважаемый Лев,

Давайте попытаемся ответить вместе. Вы спрашиваете: является ли добром добро, сопряженное с болью, такое, которое человек не избрал бы по собственному желанию? Приведем пример. Чтобы спасти ребенка, необходимо ему сделать операцию, например, у него приступ аппендицита. И он еще мал, чтобы понять, что его спасают. Только чувствует боль и никого к себе не подпускает. Родители, везущие его на операцию без его понимания и согласия, и врачи, проводящие ее, — делают ему добро? Но, может быть, это неудачный пример, ведь маленький ребенок не понимает происходящего, а мы говорим о взрослых людях и испытаниях, которым они подвергаются на протяжении всей жизни? Однако различие между сознанием ребенка и взрослого человека пренебрежимо мало по сравнению с различием между человеческой способностью к постижению и беспредельным знанием Самого Творца и Его замыслом…

Известно высказывание Хафец Хаима: когда сыновья Яакова пришли в Египет за хлебом и правитель Египта стал «нападать» на них, называть шпионами, грозить арестом, они недоумевали, обвиняли друг друга, спрашивали: что это, и за что это нам? В первый приезд в Египет и во второй — что это Б-г сделал нам? Пока не услышали два слова от этого правителя: «Я — Йосеф». Тогда исчезли все вопросы и недоумение… Так, когда услышит мир, приближаясь к завершению своей истории, два слова: «Я — Б-г», прояснятся все вопросы о том, что происходило, и все увидят ясно, что всё было — только для нашего блага.

Но и сейчас, если мы поймем, что есть Творец и Властелин мира, Желающий, несомненно, нам только блага, тогда, хотя и скрыт пока истинный смысл всего происходящего, можно обрести согласие и мир с самими собой и происходящим.

О второй части Вашего вопроса. Если правильно понял, Вы спрашиваете: в чем работа и заслуга человека в ситуациях, сложившихся не по его воле? А если здесь нет его работы и заслуги, за что он удостоится блага? А если эти ситуации — не для блага, зачем они вообще нужны?

Конечно, далеко не всегда мы выбираем, чему произойти. Часто, напротив, события происходят вопреки нашей воле. Но и тогда мы можем выбирать свое ОТНОШЕНИЕ к происходящему, наши реакции — в желаниях, чувствах, мыслях, словах, действиях. Во власти человека направить эти реакции в то или иное русло, и на человека возложено выбрать, каковы будут его реакции. Это испытание, и по результатам этого испытания человек получит воздаяние. Это касается не только значимых событий жизни, но и малых, каждодневных — человек стоит перед своим Творцом, Который смотрит на него и ожидает от него продвижения, прямоты, достоинства, чистоты…

С уважением, Эльяким Залкинд

Материалы по теме

Какой текст молитвы за выздоровление?

Рав Бенцион Зильбер

Какую молитву надо читать за выздоровление, человек очень болен. Нужны слова.

Жизнь как служение. Специфические черты еврейского мировоззре­ния

Рав Цви Вассерман

Понимание жизни как служения, пол­ное подчинение ему всего человеческого существа, при том, что источником и одновременно целью служения является сам Б-г — придает облику еврея уникальней­шие черты, делает его совершенной загадкой для ума, мыслящего рационально.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Почему существует зло

Рав Ефим Свирский


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше